Вход | Регистрация



Журналистика будущего: роботы, журналисты-«пенсионеры» и научные коммуникаторы. Уже скоро
Россия | 02.08.16 | 2311

Cтатьи | Мнения | Комментарии     
Журналистика будущего: роботы, журналисты-«пенсионеры» и научные коммуникаторы. Уже скоро

Прогресс неумолим и неминуем. Какими будут ближайшие годы и десятилетия – во многом зависит от журналистов. Сегодня средства массовой информации обладают возможностью управлять информационными потоками и влиять на будущее. Сто лет назад они не имели такой силы, какую приобрели сейчас. Но время изменяет и саму журналистику.

Роботизированные системы обработки информации призваны облегчить труд журналиста. Но на волне очевидного развития, некто делает прогноз о том, что профессия  «журналист» – это профессия – «пенсионер».  Профессиональное сообщество не одобряет такой прогноз. Более того, как раз сейчас естественным образом возник запрос общества на научную информацию, и, следовательно, на новый вид журналистов -  научных коммуникаторов, которые расскажут людям простым и понятным языком о том, что и зачем делают ученые и какое возможное будущее ждет всех нас.

Теперь – обо всем по порядку.

Автоматизация производства в редакционных процессах. Тема – важнейшая. Информации с каждым днем становится все больше, по некоторым направлениям – непомерно много. Для работы с большими объемами информации нужны специальные инструменты.

Обработку текущей и быстроменяющейся информации можно смело поручать роботам, как это сделала в 2015 году компания «Яндекс». Сейчас проект «Яндекс для медиа» предлагает онлайн-СМИ и прессе ленту обзоров о дорожной ситуации в городе и всплесках поисковых запросов. В отчётах оперативно размещаются готовые сообщения (до 25 в день), аналитические обзоры о загруженности дорог (3 в день) и топ-10 поисковых запросов за последние 24 часа. Получать новости из ленты можно по электронной почте или через локально установленный RSS-ридер. (Подобные разработки и роботизация в СМИ уже функционируют и  других странах).

 

Продолжается работа по автоматизации и другого трудоемкого процесса для журналистов – расшифровки аудиозаписей с дальнейшим преобразованием в текст (именуемого транскрибацией). По качеству расшифровки впереди всех speechpad с сервисом в браузере Google Chrome. Главное – работать с микрофоном хорошего качества, чтобы в аудиозаписи было как меньше посторонних шумов. Качество расшифровки также сильно зависит от дикции говорящего в записи. Но за последние десять лет  - прогресс в транскрибации существенный!

Инструментом планирования редакционных процессов (ведение ежедневного, еженедельного или ежемесячного плана мероприятий, направления журналистов в командировки и т.д.) могут служить «Google Таблицы». Сервис является онлайн редактором для работы с электронными таблицами, диаграммами, графиками. Но у сервиса есть функция, нужная именно главным редакторам и журналистам. Сервис предоставляет одновременный коллективный доступ к файлам, с возможностью их обсуждать и редактировать в режиме реального времени. С помощью сервиса главный редактор может общаться с несколькими журналистами, изучая и комментируя тексты, которые журналисты пишут в это время. Данный сервис, например, используется в Санкт-Петербургском региональном информационном центре ТАСС и в информационном агентстве «Аквила».

Некоторые редакции в своей работе используют функционирующий на схожих базовых принципах кабинет администратора сайта (но сервисы по администрированию сайтов, ориентированные именно на потребности СМИ – продукт коммерческий).

Использование математического аппарата в журналистике с целью построения инфографиков – следующий шаг в преобразовании больших объемов информации в удобный для пользователя вид. Математическое моделирование и планирование в журналистике тема перспективная и заслуживает отдельного обсуждения.

Благодаря высокой разрешающей способности большинства моделей современных телефонов каждый журналист фактически может быть видеорепортером, а нужные фотографии можно выделить из видеозаписи.

Форматы подачи информации смешиваются в один универсальный формат, в котором будет и видео-, и фото-, и аудиоряд, и текст, с поясняющей справочной инфографикой.

Журналистике быть! Авторской, расследовательской, аналитической, новостной. Победит – оригинальный контент. Только так можно адекватно отреагировать на прогноз Агентства стратегических инициатив, согласно которому профессия «журналист» (а также «аналитик» и почему-то именно «спортивный аналитик») устареет после 2020 года. А корректоры, бильд-редакторы и копирайтеры «состарятся» даже раньше.

 

 

В 2015 году Агентство стратегических инициатив (совместно с Московской школой управления «СКОЛКОВО», Re-engineering Futures и компанией «Конструкторы сообществ практики») презентовало Атлас новых профессий 2.0. В Атласе подробно, по 25 отраслям, рассматриваются изменения в горизонте до 2020 и 2035 гг., представлен перечень и описание компетенций, востребованных работодателем будущего, составлен список высших учебных заведений, готовых дать базовое образование по перечисленным профессиям, и перечень работодателей, готовых принимать на работу специалистов с другой архитектурой навыков и компетенций.

Журналистику в её современном виде признали ненужной с занесением в список 57 интеллектуальных и рабочих профессий - «пенсионеров», спрос на которые будет неуклонно падать в ближайшие 20 лет.

Это важно отметить, потому что, как сообщается на сайте АСИ, «Атлас рассчитан, прежде всего, на родителей детей и подростков, которые оказывают существенное влияние на профессиональный выбор своих детей; педагогов и преподавателей общеобразовательной, средне-специальной и высшей школы».

В качестве альтернативы авторы предлагают выбор новых профессий в медиасфере: редактор агрегаторов контента, инфостилист, разработчик медиапрограмм, медиаполицейский, продюсер смыслового поля, дизайнер эмоций. (Фантастика когда-то становится реальностью – прим. авт.).

На самом деле – все просто. Редакторы агрегаторов контента – это фильтраторы, они будут обрабатывать контент так, как будет нужно (заказчику). Сейчас половина СМИ, которые свой (оригинальный) контент не производят, а пользуются чужим (часто – не законно, проще говоря – воруют идеи авторов) выполняют подобную функцию. Инфостилист – грубо говоря, это переводчик со сложного языка на простой. Сейчас инфостилисты уже вовсю работают, упрощая сложные тексты до уровня нескольких предложений в социальных сетях. Разработчик медиапрограмм – специалист, не относящийся напрямую к журналистике будущего, но он будет выполнять заказ, соответствующий государственной или негосударственной информационной политике. Продюсер смыслового поля – вот главная персона. Его помощники: дизайнер эмоций и, конечно же, медиаполицейский (полагаю, что комментарии излишни). Именно продюсеры будут определять повестку дня для СМИ, и, в конечном счете, влиять на мысли и волеизъявление народных масс.

 

Примечание: продюсер – человек, способный мыслить системно, работать в условиях неопределенности, умеющий общаться с людьми разных культур и осуществлять межотраслевую коммуникацию.

 

При этом журналистика, как профессия по сбору, анализу и обработке информации не исчезнет никогда. Потому что результат применения профессиональных навыков журналиста (а именно добытая достоверная информация) - и есть база для работы специалистов в новых профессиях.

Зато, вопреки ожиданиям, журналистика вскоре пополнится новой специализацией. Точно известно, что через два года, в 2019 году, в Санкт-Петербурге, в университете ИТМО, состоится первый выпуск специалистов – научных коммуникаторов. 

«В ИТМО разработана первая в России программа подготовки профессиональных специалистов – научных коммуникаторов, которые помогут ученым и разработчикам эффективнее рассказывать о себе как широкой общественности, так и промышленным и бизнес-партнерам. Студенты будут знакомиться с последними достижениями в современной науке, учиться искать и грамотно преподносить специализированную информацию, готовить научно-популярный контент, а также осваивать навыки корпоративной коммуникации для работы в качестве научного пресс-секретаря или пиарщика в научно-исследовательских организациях. Развитие данного направления крайне важно для построения информированного общества, понимающего роль науки и инновационной деятельности в современном мире», - сообщил РИА «Аквила» ответственный секретарь приемной комиссии Университета ИТМО Алексей Итин. Готовить коммуникаторов будут на базе полученного ими высшего образования на уровне бакалавриата; в рамках магистерской подготовки на курсе будут учиться 16 человек, половина из них – на бюджетных местах.

По различным прогнозам интерес к науке среди населения будет только возрастать. Подтверждением реалистичности прогнозов является бюджетное финансирование обучения научных коммуникаторов в вузе.

Вместо вывода. Журналистика изменяется, но востребованным будет уникальный, оригинальный контент. Любой аудитории всегда будут интересны новости: кто, что сделал, каким образом, зачем и почему, а также в чью пользу и за чей счет (а не перепечатанные пресс-релизы). Появятся сервисы покупки (и доставки) уникального контента редакциям СМИ, которые не хотят потерять свою (существующую) аудиторию из-за отсутствия новостей. Предлагать новости редакциям будут информационные организации, имеющие возможность генерировать много уникальных сообщений (понижая таким способом себестоимость производства информации).

 

Итогом настоящей обзорно-информационной статьи для профессионального обсуждения стали новые выявленные вызовы современной журналистике.

Профессиональные вызовы.

Фильтрация контента. Сейчас многие журналисты и пользователи согласятся с тем, что фильтрация контента нужна. Стало много лишней, тысячу (условно) раз сдублированной информации. Но кто будет решать – какой контент хороший, а какой – плохой, какой – правильный, а какой – не правильный? Какой содержит моральную угрозу, а какой нет?

Решить проблему «дубляжа» контента, особенно, если речь идет о копировании без разрешения на него со стороны правообладателя, можно просто – программными методами. Всего лишь нужно, чтобы поисковые системы такой процесс запустили, хотя бы в режиме «по выбору», а «по умолчанию» - пусть предоставляется выдача всей информации, релевантной запросу пользователя в поисковой системе.

 

Семантическое упрощение текстов средствами массовой информации. В гонке за увеличением численности целевой аудитории, СМИ начали упрощать тексты – для лучшего их понимания численно большей аудиторией. Отмечается снижение словарного запаса, используемого в текстах. Проблема актуальна, потому что, в конечном итоге, она может привести к разделению общества на «грамотных»,  людей, умеющих легко читать тексты среднего уровня сложности (включающими специальные знания и терминологию), и «остальных» – кто такими умениями не обладает. То есть, вместо повышения уровня грамотности населения (как это делают организаторы Тотального диктанта, стимулируя людей самообразовываться, учить язык, на котором они разговаривают в России), СМИ (сами того не желая) понижают порог доступности информации (но явление может трактоваться, как положительное – информация должна быть максимально доступна и открыта для всех членов общества), чем способствуют снижению логического мышления у населения.

Это проблема, требующая тщательного обдумывания. Научные коммуникаторы тоже будут «упрощать» информацию, и их работу также нужно обсудить с существующим профессиональным сообществом.

 

Формирование единой повестки дня (для местных, региональных и федеральных СМИ). Пока предлагаю в качестве темы для обдумывания коллегам, публикации по теме будут в течение следующих двух недель.

 

© Сацыперова Ёжина,

Главный редактор информационного агентства практической журналистики «Аквила»,

специально для MEDIA.ONF.RU

Источник: http://публикуется впервые
Статью разместил: Редактор | Теги: оригинальный контент, автоматизация управления редакцией, семантическое упрощение языка, продюсер смыслового поля | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
 Главное в России 

 В других СМИ