В Великих Луках медленно, но верно сокращаются мелкорозничные магазины, с улиц исчезают сопровождавшие горожан с 1991 года в разных архитектурных формах ларьки и киоски. В общем можно сказать, что неорганизованная розница умирает, высвобождая новую дешевую рабочую силу для рынка труда.
Первыми стали исчезать булочные ларьки, за ними – нестационарные точки торговли «с колес» мясной продукцией, в том числе курами-гриль, и традиционными овощами и фруктами, сократилось число ларьков, которые до введения суровых норм торговли спиртосодержащей продукцией продавали алкоголь и табак. Из последних сейчас с трудом выживают лишь те, кто вовремя изменил винно-водочный ассортимент на детский и теперь продает школьникам заморскую и китайскую жевательную резинку с наценкой в 500 и более процентов.
Продолжается самоликвидация мелко-розничных продовольственных магазинов, отделы детских игрушек практически выродились, книжные магазины перестроили свой ассортимент в основном под нужды школьников. Практически прекратили свое существование мелкие фирмы, торговавшие раньше компьютерами и сотовыми телефонами, уступив свою часть рынка хорошо организованным торговым сетям.
Но могут ли торговые сети обеспечить запросы населения во всех услугах? Очевидно, что нет. Во-первых, потому что торговые сети рассчитаны на массового покупателя, и, следовательно, они не могут удовлетворять узкие потребности определенного круга лиц, который в стотысячном городе может быть не таким уж и узким, численно, разумеется.
Во-вторых, торговые сети, по статистике, занимают лишь 30% в общем объеме оборота розничной торговли, малые и микропредприятия (как раз та розница, которая умирает) занимают еще 19%. Вроде бы, ну исчезнут эти «19%», но ведь не бесследно – их все равно кто-нибудь заменит, тем более что в каждом торговом центре пятая часть, а то и треть торговых площадей стоят без дела, пустыми. Но нет, такое мышление в корне неверно. Сетевые магазины не могут, да и не должны полностью заменять собой мелкую розницу, и неважно, какой продукцией эта розница занята.
Но тогда возникают закономерные вопросы.
А сколько нужно торговых площадей городу? Каким содержимым эти площади должны быть наполнены? Почему открываются новые магазины и торговые центры, но предприниматели в них не идут? В конце концов, почему потребительский спрос на некоторые товары не удовлетворяется в Великих Луках?
Разберемся по-великолукски. Многие предприниматели давно задаются вопросом – зачем администрация Великих Лук «дает добро» на строительство очередного торгового центра, когда существующие-то толком не заполнены? Очевидно, что городу столько торговых площадей не надо, насытились уже. Но власти говорят о пользе свободного рынка и конкуренции на нем и подкрепляют свои доводы математическими выкладками.
Есть такой сводный показатель, как обеспеченность 1000 человек населения площадью торговых объектов. Данный показатель рассчитывается по специальной методике, утвержденной Постановлением Правительства РФ, как сумма нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов по продаже продовольственных и непродовольственных товаров по субъекту Российской Федерации (муниципальному образованию) в квадратных метрах на 1000 человек, которые, в свою очередь, зависят от реальных денежных доходов населения, доли розничных рынков и ярмарок в обороте розничной торговли, количества постоянного населения в месте расчета показателя, оборота розничной торговли и ряда других экономических показателей, характеризующих уровень развития торговли на определенной территории.
Для Великих Лук, по данным городской администрации, этот показатель составляет 639,5 кв. м (для сравнения, в г. Пскове норматив минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов составляет 523 кв. м на 1000 чел. Фактическая обеспеченность населения Пскова – 876,2 кв. м на 1000 чел.). При этом средний областной показатель составляет 675 кв. м/1000 чел.
Интерпретировать приведенные данные можно по-разному. С одной стороны, очевидно, что фактический показатель для Великих Лук выше, чем реально необходимо, а с другой стороны, так же очевидно, что есть еще куда расти.
Логическое противоречие объясняют в Минпромторге.
«Действующие российские нормативы не отражают реальную ситуацию, поскольку учитывают абсолютно все торговые объекты суммарно, безотносительно к форматам. То есть, построив один крупный торговый центр и не открыв ни одного малоформатного магазина, можно достичь заданного норматива. Нам же необходимо, чтобы в каждом из типов населенных пунктов были условия для конкуренции разных торговых форматов», – отметил 2 октября 2014 года на заседании Правительства России глава Минпромторга, министр промышленности и торговли Денис Мантуров.
По данным ведомства, Россия сегодня существенно отстает от развитых стран по обеспеченности населения торговыми площадями. В среднем российский норматив составляет 643 кв. м на 1000 человек, в то время как в Германии или Франции – около 1500 кв. м.
В Правительстве РФ продумали, как основным инструментом стимулирования регионов к развитию торговли станут новые нормативы обеспеченности населения площадью торговых объектов. Разработка и внедрение таких нормативов будет реализовываться в рамках выполнения Стратегии развития российской торговли до 2020 года. Сама стратегия предполагает дифференцированный подход, предусматривающий три типа нормативов: для торговых объектов местного значения в зависимости от масштаба населенного пункта, норматив по количеству рынков и ярмарок и норматив по количеству хозяйствующих субъектов на определенной территории.
Документ, представленный Минпромторгом на заседании, получил одобрительную оценку первого заместителя председателя правительства Игоря Шувалова. «Необходимо поддерживать малые формы торговли и все-таки отделить их от организованной торговли в лице крупных корпораций. Здесь, конечно, у нас есть серьезный задел», – отметил он.
То есть власть понимает, что мелкая розница нужна и исчезновение этого сегмента рынка крайне нежелательно в современных экономических условиях, так как затруднит саму торговлю, снизит товарооборот и будет способствовать уменьшению выручки.
Теперь вернемся к великолукским форматам. В городе созданы отличные условия для того, чтобы торговля процветала. По статистике, у нас есть один гипермаркет (ТЦ «Апельсин»), 6 супермаркетов, 10 дискаунтеров, почти 500 магазинов, около 100 палаток и киосков, более 80 павильонов, более 40 аптечных пунктов и аптек, 135 минимаркетов, более 70 предприятий общественного питания (кафе, ресторанов, баров), 3 универсальных розничных рынка, 78 универмагов, 138 специализированных непродовольственных магазинов.
Также на территории города имеется 209 мест для мелкорозничной торговли. Специально оборудованные торговые ряды для реализации излишков продукции находятся по адресам: ул. Ставского, 19, 67, пр. Октябрьский, 128, ул. Дружбы, 19, ул. Зверева, 28, пр. Гагарина у ж.-д. моста.
Бытовые услуги населению города оказывает 141 предприятие, предоставляя свыше 20 видов услуг. На долю индивидуальных предпринимателей в данной сфере приходится 60,5% от общего числа организаций. Большинство предприятий оказывает парикмахерские услуги (55 объектов, или 31,2%), ателье по ремонту и пошиву одежды – 7,5%, ремонт и строительство жилья – 7,6%, ремонт сложной бытовой техники – 7,5%, и такой же сегмент рынка занимают ритуальные услуги.
Но, несмотря на положительную динамику развития малого бизнеса в Великих Луках, фиксируемую статистикой, мелкорозничные предприятия продолжают закрываться. Спасти мелкий бизнес от краха может только принципиальное улучшение его организации, включая варианты различной кооперации, к чему предприниматели оказались не готовы. Времена, когда смысл успешной торговли сводился лишь к тому, чтобы подешевле купить и подороже продать, давно прошли. А предпринимательская самоубежденность в правоте утверждения «Нам реклама не нужна, нас и так все знают» подорвала не один потенциально успешный бизнес-проект. Сейчас выиграет (то есть останется на плаву) лишь тот, кто сможет измениться.
Например, чего реально не хватает Великим Лукам? Допустим, запчастей для автомобилей. Решение вопроса элементарно – отсутствующие запчасти магазины привезут на заказ. Это работающий механизм. Еще не хватает качественной верхней одежды по рыночным ценам. Но качественную одежду просто так, на заказ, не привезешь, потому что одежда относится к тем товарам, которые перед покупкой принято хотя бы пощупать. И никакой супермаркет эту проблему не решает, так как его товары рассчитаны на массового, усредненного во всех отношениях покупателя.
Нужна мелкая розница, как раз та, которая сейчас выдавливается дисконт-центрами федерального формата. Конечно, мелкорозничные торговые точки в городе есть, но их мало, и поэтому данный запрос населения не удовлетворяется.
Фактическое отсутствие конкуренции в книжном бизнесе приводит к завышению цен на школьную литературу и так далее. Опять нужна специализированная розница, которая сможет конкурировать с медлительным в принятии решений сетевиком городского масштаба.
С другой стороны, в городе есть и положительные примеры. Магазин автоподшипников торгует еще и подшипниками, подходящими для ремонта стиральных машин. Он занял свою нишу. Широкий ассортимент товара позволяет потребителям идти за медом в специализированный магазин, а не выбирать из ограниченного, как правило, ассортимента супермаркета.
Крупная городская торговая сеть приглашает местных сельхозпроизводителей на свои торговые площади, чтобы те могли продавать экологически чистую продукцию собственного производства. В этом примере хорошо и крупной сети, и мелкому фермеру, который не может реализовывать свою продукцию в крупной федеральной сети (из-за слишком малых объемов поставок), не может и содержать палатки в разных частых города (из-за слишком больших расходов на их существование).
Но и сетевым магазинам в Великих Луках уже работается не так приятно, как когда они только пришли в город. Сегодня они находятся в фазе острой борьбы за каждого покупателя, отчего каждый день в магазинах действуют различные акции, позволяющие приобретать товары каждодневного спроса со скидками, которые мелкая розница позволить себе не может.
То есть для мелкого предпринимателя сейчас главное – это умение договариваться и находить наиболее выгодные условия для своего потребителя и для себя лично. При этом проблемы высоких арендных ставок и бюрократической волокиты со всеми справками и разрешениями уходят на второй план. Потому что, действительно, есть куда расти и есть к чему стремиться. Стремиться только надо с умом.
***
В завершение – небольшая подборка значимой статистической информации.
* Расходы на развитие и поддержку малого и среднего предпринимательства города Великие Луки в расчете на одно малое и среднее предприятие муниципального образования составили: в 2010 году – 1389 рублей, в 2011 году – 3056 рублей, в 2012 году – 1319 рублей (последние доступные сведения). То же в расчете на одного жителя города: в 2010 году – 16 рублей, в 2011 году – 140 рублей, в 2012 году – 59 рублей.
* Сократились розничные продажи алкогольных напитков (водки, ликеров, вин). В 2010 году было продано 157 тысяч декалитров, в 2011 – 139 тыс. декалитров, в 2012 – 133 тыс. декалитров алкогольной продукции. При этом отмечается рост продаж коньяков и виски. Уровень продаж пива постоянен.
* Общий объем всех продовольственных товаров, реализованных в границах городского округа Великие Луки, в денежном выражении за финансовый год: 2010 – 5 270 504 тыс. рублей; 2011 – 6 215 527 тыс. рублей, 2012 – 5 711 096 тыс. рублей; 2013 – 6 381 375 тыс. рублей.
* Число субъектов малого и среднего предпринимательства в расчете на 10 тысяч человек населения Великих Лук – 389.
Татьяна КРАСНОВСКАЯ Источник: http://newdayplus.ru/politika-i-ekonomika/torgovle-byt-roznitsa-sokraschaetsya-no-ne-sdaetsya-05-11-2014.html |