Вход | Регистрация
АКВИЛА объединяет




Сквозное образование – средство от бомжей
Псковская область | 20.03.16 | 2570

Cтатьи | Наука и образование | Образование     
Сквозное образование – средство от бомжей

Воссоздание учебно-производственных комбинатов может стать ключевой точкой возрождения трудового воспитания.

Россия – богатая страна. Что приходит на ум, прежде всего, когда звучит такая фраза? Бескрайние просторы, леса, залежи нефти и руды … природные богатства, ресурс. Но ещё есть и главный ресурс страны,  не подверженный девальвации и биржевым спекуляциям, ресурс, состоящий из всех нас с вами – российский народ. Но, и как и для любого природного ресурса, для эффективного использования людского необходимы вложения.

Эффективного для общества человека, гражданина, необходимо вырастить, научить, воспитать. Но главное – сформировать целостную картину окружающего мира, с чётко определёнными моральными и нравственными ценностями и критериями.

Недавнее диагностическое исследование принесло неутешительные результаты: только у 32-35% выпускников общеобразовательных учреждений сформирована нравственная направленность личности, 5-7% юношей и девушек выбирают отрицательное отношение к нормам общественной морали, а у 60% выпускников сформирована ситуативная направленность (в одной жизненной ситуации они намерены поступать нравственно, а в другой – избрать безнравственные формы и способы своего поведения).

Более чем у половины молодых людей нет внутренних устоев, они не имеют жизненных целей, и в своём поведении будут руководствоваться лишь сиюминутной выгодой. При подобном недоформировании целостности личности развивается «психология бомжа», то есть существа внесоциального, имеющего лишь ограниченные устремления по удовлетворению примитивных животных потребностей.

Система образования в последнее время «оптимизируется» для сокращения расходов. И это заставляет видных учёных Псковской области бить тревогу.

Евгений Степанов, профессор ПсковГУ, доктор педагогических наук, обращается с претензией к губернатору области Андрею Турчаку:

«К сожалению, разрушительные тенденции усиливаются с каждым годом. Вы лично внесли вклад в разрушение, инициировав преступную политику филиализации и сокращения расходов на воспитание и дополнительное образование школьников. Выделяя из областного бюджета 3 копейки на воспитание, на такую же сумму получаем и воспитательный эффект.

Результаты исследований последних лет свидетельствуют о низком уровне сформированности нравственной направленности личности учащихся и выпускников школ.

Выполняя Ваши указания о сокращении работников администраций образовательных учреждений, власти города Пскова существенно сократили количество ставок административно-управленческого персонала: лишь в 46 % учебных заведений заместители директоров по воспитательной работе имеют полные ставки. Мои неоднократные обращения к главе города и его заместителям, руководителям областного и городского управлений образования о недопустимости таких действий не смогли изменить ситуацию. Кстати, в большинстве муниципалитетов дела обстоят не лучше.

Под угрозой находится реализация инициативы Президента РФ «Наша новая школа» и требований федеральных государственных образовательных стандартов. В настоящее время образовательные учреждения региона не обладают реальными возможностями и условиями достижения выдвинутой в этих документах цели, сформулированной следующим образом: «Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России»».

Формирование целостной социализированной личности имеет множество факторов влияния, но, несомненно, одним из важнейших – фактор трудовой деятельности и самой потребности человека в ней. Человек, занимающийся любимой и полезной работой, приносит счастье себе и пользу окружающим. Напротив, обучение человека неинтересной ему и ненужной обществу профессии приводит к тому, что он оказывается на обочине жизни.

На основании мониторинга проводимого службой занятости населения по состоянию на 30 ноября 2015 года состоят на учете в качестве безработных граждан 76 выпускников профессиональных образовательных организаций, из них с высшим образованием - 49 человек. Учитывая, что на учёт в службе занятости встают далеко не все – эти цифры достаточно велики.

Ещё советская система образования для формирования у человека «трудового счастья» прилагала усилия по профориентации, раннему выявлению склонностей школьника к виду деятельности, что в конце 80-х годов привело к появлению программ «сквозного обучения». Суть сквозного образования – в выявлении природной тяги и способностей к тому или иному виду деятельности со среднего школьного возраста и последовательной его подготовки по маршруту школа – профессиональное образование – рабочее место. Возможно ли возрождение такого мощного инструмента общественного воспитания в настоящее время?

 

Начальник управления образования Псковской области Александр Седунов:

«Понятие сквозного обучения не предусмотрено федеральными образовательными стандартами общего и профессионального образования. Вместе с тем, в отношении цепочки «школа - профессиональное образовательное учреждение» в общеобразовательных учреждениях реализуется предпрофильное и профильное обучение, содействующее профессиональному самоопределению школьников при выборе дальнейшего профессионального образовательного маршрута.

Профессиональные образовательные учреждения взаимодействуют с работодателями при определении контрольных цифр приема на обучение (согласование работодателями заявок учреждений входит в обязательный перечень представляемых на конкурс документов). Всеми профессиональными организациями области заключены договоры с предприятиями и организациями о прохождении учебных и предвыпускных практик, с     целью приближения квалификационных компетенций выпускников к требованиям работодателей и содействия трудоустройству выпускников».

Цепочка, связывающая образовательный процесс, разорвана. Нет сквозной связи между школой и работодателем через звено профессионального образования. Ранее, 30 лет назад, эту связь обеспечивало государство, затрачивая на это существенные ресурсы. Сейчас же, при недостатке ресурсов в системе образования, государство должно изыскать иные, организационные, формы развития трудового воспитания молодёжи. Такой формой могло бы стать возрождение учебно-производственных комбинатов (УПК), где раньше школьники получали начальные трудовые навыки с профессиональным уклоном.

Заместитель начальника управления образования Псковской области Геннадий Барышников так отвечает на вопрос о возрождении УПК:

«Да, это целесообразно: в рамках предпрофильной подготовки обучающихся 9-х классов и профильного обучения в 10–11-х классах; для профессиональной ориентации обучающихся; наиболее актуально в данный момент - для проведения уроков технологии (по договорам с образовательными организациями), т.к. материально-техническая база мастерских школ не позволяет в полном объеме реализовать образовательные программы по предмету “Технология”».

Председатель Государственного комитета Псковской области по труду и занятости населения Сергей Аржаников тоже считает, что УПК были полезны:

«Основными задачами учебно-производственных комбинатов являлось ознакомление учащихся с трудовыми процессами и содержанием труда рабочих на предприятиях, осуществление профессиональной ориентации учащихся с целью подготовки их к сознательному выбору профессии, обучение их первоначальным навыкам труда по избранной профессии.

Обучение в учебно-производственном комбинате, было первым шагом к планированию своего профессионального пути. Включение школьников в создание и обслуживание материальных ценностей формировало основные трудовые компетенции, создавало предпосылки для позитивного отношения к труду. Учащиеся делали свой выбор направления деятельности,  по которому планировали свое дальнейшее обучение, решали  продолжить обучение в этом направлении или нет».

Возрождённые УПК могут стать той площадкой, на которой взаимодействовали бы будущие работодатели с системой образования, начиная со средней школы. По сути, модель схожего взаимодействия уже опробована на примере многофункциональных центров прикладных квалификаций (МЦПК), созданных на базе государственных бюджетных профессиональных образовательных учреждений – Псковский колледж профессиональных технологий и сервиса, Великолукский политехнический колледж. МЦПК обеспечивают получение и совершенствование квалификаций соответствующих уровней путем краткосрочной подготовки или переподготовки кадров. Деятельность МЦПК должна способствовать преодолению разрыва между потребностями экономики в квалифицированных рабочих и реальным уровнем их подготовки в системе профессионального образования и профессионального обучения.

Председатель Государственного комитета Псковской области по экономическому развитию и инвестиционной политике Андрей Михеев предлагает свой вариант формирования комплексной системы подготовки кадров для промышленных предприятий:

«Для координации взаимодействия заинтересованных профессиональных образовательных учреждений разного уровня и предприятий по подготовке специалистов и рабочих по специальностям промышленной сферы необходимо формирование комплексной системы подготовки кадров:

- создание ресурсного центра на базе Псковского государственного университета (Ресурсный центр - это новая единица региональной сети непрерывного профессионального образования, в которой концентрируются ресурсы, необходимые для подготовки высококвалифицированных рабочих, востребованных региональным рынком труда); формирование региональной образовательной сети; интеграция с инжиниринговыми процессами (в том числе создание регионального центра инжиниринга)».

По сведениям комитета по труду и занятости, проводится активная работа по профориентации. В январе - октябре 2015 года 6667 школьников из 172 общеобразовательных организаций приняли участие в профориентационных мероприятиях организуемых органами службы занятости населения совместно с образовательными организациями области. Для выпускников школ было организовано: 88 экскурсий (1562 чел.) на 57 предприятий (организаций) области (СПК «Колхоз Вязовский», СПК «Шики», «Балт-Фиш Плюс», «Псковский хлебокомбинат», «Озерное», «Великолукский мясокомбинат», «Красное знамя», «Островская районная больница», «Агрофирма «Черская», «Аграрник» (Великорецкое), СПК «Племенной конный завод «Псковский»», «Агрофирма «Победа», ООО «Надежда», Церковищенский льнозавод, «ЗЭТО», «Велмаш-С», «Микрон», Великолукский завод «Транснефтемаш», КХ «НАДЕЖДА», «Ударник», Птицефабрика «Великая», «Юнайтед Бейкерс-Псков», ГППО «Славяне», «Псковмясопром» и другие); 38 посещений (2603 чел.) «Дней открытых дверей» в 27 учебных заведениях профессионального образования («Псковский государственный университет», «Псковский кооперативный техникум», «Псковский областной колледж искусства им. Н.А. Римского-Корсакова», «Псковский агротехнический колледж», Себежский филиал Псковского агротехнического колледжа, «Псковский индустриально-технологический техникум», «Учебный центр Псков», Псковский филиал Российской международной академии туризма, «Островский многопрофильный колледж» и другие); 124 (2757 чел.) тематических классных часа.

Поделился Сергей Аржаников и другим возможным подходом к трудовому воспитанию:

«С целью приведения номенклатуры специальностей и численности подготовленных специалистов к реальным потребностям экономики необходимо внедрять элементы дуального образования - вид профессионального образования, при котором практическая часть подготовки проходит на рабочем месте, а теоретическая часть - на базе образовательной организации. Модель дуального образования предполагает кооперацию предприятий, образовательных учреждений, региональных органов власти».

Большое число участников профориентационных мероприятий, и со стороны системы образования, и со стороны предприятий, указывает на высокую заинтересованность с их стороны вопросом трудового воспитания молодёжи.

Другое немаловажное наблюдение - это видное единство подходов, выраженное представителями различных отраслей государственного управления, включающее стремление к интеграции всех участников трудового воспитания в общий процесс.

Не хватает лишь единой площадки, на которой это воспитание могло бы реализоваться, и создание такой площадки в системе образования – задача государства, от которой уже нельзя отмахнуться.

По инициативе Государственного комитета Псковской области по труду и занятости населения в целях создания общегородской (районной) эффективной системы управления человеческими ресурсами в условиях продолжающегося сокращения объема экономически активного населения региона и с учетом местных возможностей, интересов и задач; разработки комплекса мероприятий по координации организационной, методической, информационно-просветительской деятельности всех заинтересованных структур на совместное решение проблем подготовки кадров с учетом потребностей местного рынка труда в 2014 году во всех 26 муниципальных образованиях области создан межведомственный орган, координирующий работу всех заинтересованных структур по проведению профессиональной ориентации молодежи.

Но на местах такая координация не заметна совсем, хотя прошёл уже год. Необходимо срочно изменить формальный подход к трудовому воспитанию, подкрепив его финансированием, так как отсутствие трудового воспитания – как радиация, на первый взгляд его не видно, а пренебрежение приводит в результате к печальному итогу. Тем более, заинтересованность в решении вопроса сквозного образования видна у всех, нужна лишь воля государства в этом вопросе.

Ф.И. Сацыперов

В статье использована информация,

предоставленная РИА «Аквила»

© газета "Город на Ловати" № 3(68) от 29 декабря 2015 г.

Фото с сайта: http://tatar-inform.ru/upload/image/2015/08/30/masterskaya.jpg

Источник: http://openvl.ru/news/skvoznoe_obrazovanie_sredstvo_ot_bomzhej/2015-12-29-137
Статью разместил: Редактор | Теги: Сацыперов, сквозное образование | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
 Главное в России 

 В других СМИ       
avatar