Информационное агентство "Агентство практической журналистики "Аквила"" / Россия /
Владимир Путин в режиме видеоконференции провёл заседание Совета при Президенте по науке и образованию. Обсуждались вопросы обеспечения приоритетных направлений научно-технологического развития инженерными кадрами. Часть 2.
Начало - 1 часть здесь.
В.Фальков: Уважаемый Владимир Владимирович!
Уважаемые участники заседания!
За последние годы нами реализован ряд стратегических инициатив, которые направлены на повышение качества инженерного образования, на опережающее обеспечение научно-технологического развития страны инженерными кадрами.
В частности, в 2021 году мы разработали и по Вашему поручению, уважаемый Владимир Владимирович, развернули проект создания передовых инженерных школ на базе университетов и высокотехнологичных компаний. Реализация проекта уже имеет значимый эффект для модернизации всей системы подготовки инженеров. Сегодня у 50 школ более 250 партнёров, среди которых «Ростех», «Росатом», «Роскосмос», «Сибур», «Газпромнефть», «КамАЗ», «Татнефть» и другие. Объём софинансирования с их стороны – 42 миллиарда, это, кстати, на 12 миллиардов больше, чем даёт государство.
Будем совершенствовать эту программу под новый отбор, нацеливаем её на решение задач технологического лидерства. Предусмотрим новые инструменты взаимодействия с работодателями, усилим их вовлечённость в управление школами, в процесс обучения и прикладных разработок.
Ещё одна программа, поддержанная вами, – «Приоритет-2030». Тоже работает на общий сдвиг подготовки инженеров в сторону нового технологического уклада. По оценке экспертов и партнёров, система тиражирования лучших практик среди университетов, организованная в рамках этой программы, показала свою эффективность.
Ярким примером здесь является Санкт-Петербургский государственный морской технический университет, который Вы посещали, уважаемый Владимир Владимирович. В том числе благодаря упомянутым мной программам «Корабелка» стала крупным научно-технологическим центром, качественно обновилась её материально-техническая база. Разработанные в ней технологии внедряются на предприятиях судостроения, атомной промышленности, энергетики, двигателестроения и металлургии.
Далее. Мы последовательно наращивали объём контрольных цифр приёма на инженерное направление, при этом растёт и платный приём. Как итог: по сравнению с 2020 годом совокупный приём на инженерные программы вырос на 21 процент, в 2024 году доля первокурсников-инженеров в структуре общего приёма достигла 41 процента, вузы-лидеры в стране по качеству приёма – это МФТИ, МИФИ и молодой университет «Иннополис». Средний балл поступивших туда – почти 100.
Главный вывод, как результат масштабной работы университетов и их индустриальных партнёров: медленно, но неуклонно растёт доверие граждан к перспективам инженерной профессии, в том числе готовность инвестировать собственные средства в инженерное образование.
Уважаемый Владимир Владимирович!
Мы проработали и предлагаем сделать ряд новых системных шагов по развитию инженерного образования.
Во-первых, и об этом сегодня уже говорилось, назрела необходимость обновления механизма планирования и установления контрольных цифр приёма на бюджетные места. В соответствии с Вашим поручением уже в этом году будем планировать бюджетные места с учётом прогноза кадровой потребности, подготовленного Министерством труда, и потребностей конкретных проектов технологического лидерства.
Кроме того, при планировании будем учитывать также и неизбежный отсев за время обучения. Вы об этом сказали. По некоторым специальностям отсев действительно достаточно высок.
Разные факторы тому причина: есть личные обстоятельства, кто-то ошибся при выборе специальности, а кто-то не смог справиться с требованиями программы. Считаем, нельзя наказывать вузы рублём за принципиальность при оценке знаний студентов.
В этой связи прорабатываем переход к финансированию образовательных программ исходя из выделенного количества бюджетных мест, без ежегодной корректировки на фактический контингент, но с одновременным повышением ответственности за конечный результат – за выпуск специалистов необходимого профиля, их трудоустройство и в дальнейшем анализ заработной платы.
Также в изменении нуждается и механизм распределения контрольных цифр между вузами. Сегодня это происходит исключительно на основе конкурса, что влечёт за собой нестабильность количества бюджетных мест университетов от года к году. В чём суть нашего предложения?
Предлагаем, что до 70 процентов объёма бюджетных мест, и в первую очередь по приоритетным специальностям, устанавливать университетам без конкурса на основе средних цифр за последние три года. При этом, конечно, надо обязательно учитывать стратегические приоритеты развития отраслей регионов, качество приёма, качество трудоустройства, работу, заработную плату выпускников и другие факторы, о которых сегодня говорилось.
Ещё примерно 25 процентов бюджетных мест по неосновным направлениям предлагаем выносить на конкурс, а пять процентов иметь в резерве, чтобы оперативно и гибко реагировать на меняющийся кадровый спрос.
У нас уже дважды был успешный опыт такого манёвра – опыт распределения дополнительных мест непосредственно в год приёма. Первый раз это было в ковидном году – в 2020-м, второй раз – в 2023 году – под актуальные потребности экономики и социальной сферы. Предлагаем такую практику сделать регулярной.
Второе предложение. Острый дефицит кадров на рынке труда и, самое главное, дефицит инженеров настоятельно требует регулирования платного приёма в университеты. Здесь сегодня доминируют экономика, управление и право. Платный приём тоже надо нацелить на задачи государства.
Просим дать поручение Правительству проработать возможность наделения Министерства науки и высшего образования полномочиями по согласованию планов платного приёма университетов независимо от ведомственной принадлежности.
И ещё два предложения по платному приёму.
Во-первых, механизм льготного образовательного кредита по ставке 3 процента должен быть доступен только для поступающих на приоритетные специальности, прежде всего инженерные. А сегодня более трети кредитов выдаются на платное обучение экономистов, юристов, что явно не соответствует запросу на кадры.
Во-вторых, размер платы за обучение на контрактной основе должен быть не ниже реальных затрат на обучение студентов.
Третье предложение. Вы об этом сказали, я несколько слов хотел бы в развитие. Требует серьёзной трансформации система дополнительного профессионального образования в университетах. Традиционно вузы основное внимание уделяют высшему образованию, а дополнительному профессиональному – существенно меньше. Однако в условиях сегодняшнего рынка труда, дефицита трудовых ресурсов вузы должны сделать гораздо больший акцент на коротких программах обучения, переобучения, профессиональной переподготовки и повышения квалификации.
Подчеркну, что устаревают не только прикладные навыки, обновляются фундаментальные знания, появляются новые методы, важные для реального сектора. Как раз это составляет сильную сторону университетов и, соответственно, их программ дополнительного профессионального образования. Конечно, предлагая индустрии новые продукты и технологии, университеты должны одновременно, так сказать, в пакете предлагать обучение специалистов компаний по этим технологиям, продуктам и сервисам.
Наконец, ещё одно, пожалуй, ключевое предложение. Мы работу эту ведём. Речь идёт о переходе на новую модель высшего образования.
Уважаемый Владимир Владимирович, сейчас в соответствии с Вашим указом реализуем пилотный проект по апробации новой модели. За неполных два года нами наработан значительный реальный опыт трансформации инженерного образования. Весь этот опыт мы сейчас используем для формирования новой модели. Об этих подходах я Вам недавно докладывал применительно к отрасли беспилотных систем.
Если суммировать: от программ бакалавриата без конкретной специализации с результатом в виде обобщённой квалификации «бакалавр» мы должны перейти к подготовке полноценных инженеров, понятной работодателю квалификацией и с разными, как Вы сказали, сроками обучения, например по квалификации это горный инженер, инженер-металлург, инженер-строитель и так далее. Чтобы, открывая диплом, работодатель сразу понимал, какого специалиста ему подготовил университет.
Кроме того, вместе с университетами и сообществом работодателей разрабатываем новый перечень специальностей, отвечающий вызовам технологического лидерства. Жизнь очень стремительно меняется, и появляется принципиальный запрос на принципиально новых специалистов. Поэтому мы должны отвечать принципиально новыми программами, такими, например, как проектирование и эксплуатация беспилотных мобильных систем, проектирование и эксплуатация систем высокоскоростного движения. Эти программы нацелены на развитие наших новых отраслей и крупных значимых проектов. В этом случае потребность в магистратуре резко сокращается, она становится способом получения специализированных углублённых знаний для тех, кто имеет практический опыт.
Под новую модель и новый перечень специальностей обновим систему государственных образовательных стандартов. Сейчас разработан и обсуждается макет такого стандарта. Стандарт нового поколения будет построен на трёх главных принципах.
Первый – ключевой, фундаментальный, его назвали – это фундаментальность высшего образования. Для нас это означает единое ядро. С одной стороны, часть этого ядра должна быть профессиональной, естественно-научной, как правило, для инженеров, математической. С другой стороны, важнейшей частью этого ядра, конечно, должны быть гуманитарные знания, такие дисциплины, как философия, история и ряд других.
Второй важный принцип, и это будет заложено в стандарты, это практико-ориентированность, существенное увеличение объёма практической подготовки, что не менее важно – качество этой практической подготовки. Наши вузы, участвующие в «пилоте», сегодня показывают, что на это действительно большой спрос.
Наконец, третий принцип – это гибкость, включая возможность получения дополнительных квалификаций, в том числе педагогических. И конечно, разные сроки обучения, исходя из того, что студенты должны сегодня не только учиться, и многие из них не только учатся, но и работают.
Новые подходы будут закреплены в законе об образовании, в других нормативно-правовых актах. Работу над подготовкой изменений мы активно ведём. Все эти инициативы мы предлагаем отразить в Стратегии развития образования, которая по Вашему поручению сейчас разрабатывается, и системно их реализовать.
Уважаемый Владимир Владимирович!
Наша работа в тесной кооперации с промышленностью позволит выполнить задачу по обеспечению технологического развития высококвалифицированными кадрами в соответствии с национальными приоритетами страны. Благодарю за внимание.
В.Путин: Спасибо. Валерий Николаевич, Вы это всё знаете, что сейчас скажу, и коллеги многие знают, но я всё-таки хочу это подчеркнуть.
Общероссийский народный фронт совместно с одной из платформ онлайн-рекрутинга провёл опрос. Знаете результат, да? Четыре тысячи респондентов: студенты вузов, колледжей, работники предприятий, представители бизнеса из 80 регионов.
Большинство респондентов – 65 процентов – считают, что высшее образование не обеспечивает их необходимыми практическими навыками для реальной работы. 38 опрошенных заявили, что полученное образование им не пригодилось. Доля недовольных полученным образованием особенно высока среди молодых специалистов до 33 лет.
Вот что любопытно: если на первом курсе работать по специальности были готовы 77 процентов опрошенных, то к концу обучения только 56. А предприятия, компании наши, они берут, конечно, любых специалистов по нужному им профилю, но с большим удовольствием и охотой берут специалистов, которые имеют опыт работы от года до трёх лет, и отдают предпочтение – от трёх до шести лет. Поэтому дело не только в том, чтобы студенты или аспиранты могли подзаработать денег. Это правильно и хорошо. Но надо и исходить из того, чтобы выстраивать их работу таким образом, чтобы это шло на пользу их будущей работе и будущей профессии. На это хотел бы обратить ваше внимание.
Михаил Михайлович Котюков, Красноярский край.
М.Котюков: Уважаемый Владимир Владимирович!
Уважаемые участники заседания!
Национальные цели по обеспечению технологического лидерства, конечно же, не достижимы без передовой системы инженерного образования. Комиссии Государственного Совета сегодня активно включились в вопрос именно проработки механизмов подготовки соответствующих кадров. Мы здесь работаем совместно: комиссия по направлению технологического лидерства, кадры, молодёжь и дети, промышленность и другие коллеги.
В первой версии нацпроектов, которые утверждены Правительством, общая кадровая потребность по технологическому лидерству превышает 830 тысяч человек. И конечно, то, что сейчас сказали министры, теми инструментами наверняка эта массовая подготовка будет таким или иным образом обеспечена.
Вместе с тем, Владимир Владимирович, Вы сказали, что сейчас ведётся работа по подготовке дополнительных мероприятий, которые будут включены в эти национальные проекты и обеспечат достижение превосходства отечественных технологий и продукции над зарубежными аналогами в приоритетных областях.
То есть это предполагает существенно более высокие требования к подготовке специалистов. Очень важно сейчас определить те квалификации, которые будут соответствовать этим требованиям, объём необходимых специалистов количественно и структуру соответствующих образовательных программ, внеся необходимые корректировки в инструменты, которые у нас есть.
Я бы хотел акцентировать внимание на трёх соображениях по этому направлению.
Первое. За счёт чего же можно получить быстрые результаты, уже в ближайшее время найти те самые команды, которые могут включиться в решение этих очень амбициозных задач? Валерий Николаевич говорил о тех результатах, которые были достигнуты в рамках реализации предыдущей версии национальных проектов. Эти результаты действительно есть.
У нас хорошие команды по поддержке научных фондов выявлены, по программам молодёжных лабораторий и передовых инженерных школ, по программам развития ведущих университетов и, безусловно, база данных фонда «Талант и успех». Я уверен, что именно проанализировав этот массив данных, можно уже сейчас найти готовые команды специалистов, которые показали высокие результаты своей работы.
Могу сказать на примере Красноярского края, у нас есть такие молодёжные объединения. Например, в 2019 году создана молодёжная лаборатория в рамках Красноярского научного центра Академии наук по направлению научного приборостроения. И тогда в этой лаборатории было всего 12 молодых ребят, и общегодовой грант составил 17 миллионов рублей.
На сегодняшний день эта организация уже выросла в пять раз по численности и имеет только на 2025 год количество подтверждённых внебюджетных контрактов на 800 миллионов рублей, причём партнёрами этой лаборатории являются ведущие предприятия космической отрасли России, предприятия «Роскосмоса» и «Бюро 1440». Вторая команда превратилась из университетского фактически стартапа в одного из производителей российских беспилотных летательных аппаратов высокого класса.
Второе направление касается уже более среднесрочной перспективы и, скорее всего, должно работать в рамках подготовки новых коллективов. Владимир Владимирович, предлагаю все новые конкурсы российских государственных научных фондов, конкурсы передовых инженерных школ, молодёжных лабораторий, ведущих университетов, и в том числе кампусов, сфокусировать на задачах именно технологического лидерства, чтобы инфраструктура создавалась, которая позволит достигать этих самых результатов. Это позволит в среднесрочной перспективе обеспечить приток тех необходимых специалистов высочайших научных и инженерных квалификаций.
Третья задача, пожалуй, самая сложная, и она предполагает работу с теми, кто сегодня учится ещё в школе и в наших техникумах и колледжах. Это, безусловно, задача регионов. Регионы сегодня необходимо, конечно, вовлечь в повестку технологического лидерства. Многое сделано в рамках предыдущего нацпроекта «Образование», серьёзно улучшена материально-техническая база школ, созданы инженерные классы.
Очень важно, Владимир Владимирович, и своевременно было Ваше решение о возвращении уроков труда и вопросов ранней профессиональной ориентации школьников. У ребят есть интерес к этим направлениям. Я встречаюсь в классах, подтверждают это ребятишки, но очень хотят видеть не только современный завод, на котором им предстоит работать, но очень важно, говорят: «Мы хотим посмотреть и техникум, и колледж, и университет». Нам очень важно, чтобы при этих встречах не было у детей разочарования и они не меняли бы первый интерес к освоению инженерных базовых специальностей.
Поэтому очень важное решение о расширении программы «Профессионалитет». Мы в крае приняли решение ещё в прошлом году, получив первый опыт реализации нашими техникумами таких программ, когда они принципиально поменялись, и сегодня работодатели стоят в очереди, чтобы открыть в этих техникумах свои подразделения, свои аудитории. Поэтому в Красноярске с этого года запущен проект «Профессионалитет для всех», где все наши краевые учреждения среднего профобразования уже сейчас готовят такие программы развития вместе со своими ключевыми работодателями, и мы эти программы на паритетных основах будем поддерживать, потому что видим от них результат и большой запрос школьников.
Уверен, что при федеральной поддержке, о которой говорил Сергей Сергеевич и Вы сказали вначале, эти результаты мы сможем достичь значительно быстрее, и эти результаты будут более масштабными.
Второе, что является очень важным, – это, конечно же, работа с сегодняшними школьниками, и в первую очередь по подготовке учителей по естественно-научным предметам: физика, математика, химия, биология.
Считаю, что нужно определить пилотные регионы, может быть, определить специализацию для этих регионов, для того чтобы были подготовлены специальные программы, которые бы касались и подготовки учителей, и их переподготовки постоянной, и разработки систем мотивации, которые бы обеспечивали постоянное обновление и содержание образовательных программ и методик преподавания, чтобы у детей возникал и развивался постоянный интерес к освоению этих естественно-научных предметов.
Сегодня Правительство Российской Федерации по поручению Дмитрия Николаевича Чернышенко определило 20 регионов, которые в пилотном режиме готовят программу научно-технологического развития. Может быть, эти программы нужно дополнить как раз таким разделом со школьной составляющей, учительской, и представить на федеральный конкурс. Я думаю, что поддержка дополнительная позволила бы получить соответствующий импульс для развития.
В завершение хотел бы поддержать Павла Викторовича, он много говорил об объединении усилий производства, различных сфер образования.
Владимир Владимирович, Красноярск – регион с богатой спортивной историей, с богатыми традициями. Здесь некая параллель напрашивается, она, может быть, не совсем к теме нашего совета, но тем не менее. Мы ребят, проявляющих спортивные таланты, выявляем в самом раннем возрасте и параллельно со школьным образованием ведём их, развивая их спортивную подготовку от первых секций детских до школ высшего спортивного мастерства и центров национальных сборных команд.
Для инженерной подготовки, мне кажется, подобная система параллельного сопровождения и развития мастерства, взращивания дала бы свой результат. В качестве предложения, может быть, нужно вспомнить хороший советский опыт системы центров научно-технического творчества детей и молодёжи, которые могли бы оказать такую дополнительную поддержку, сопровождение и реализацию необходимых инженерных навыков от самых, что называется, первых детских конструкторов через школьные классы, учебные аудитории до научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро крупнейших компаний.
Спасибо большое.
В.Путин: Спасибо. Вы обратили внимание на несколько очень важных моментов.
На что хотелось бы акцентировать внимание. Смотрите, согласно пятилетнему кадровому прогнозу, к 2029 году общая потребность и экономики, и социальной сферы в кадрах составит свыше 74 миллионов человек. Это почти на миллион больше, чем в 2024 году. Но при этом основной спрос, как и сейчас, придётся на специалистов со средним профессиональным образованием, это более 60 процентов. Здесь Михаил Михайлович прав, и я обращаю внимание коллег на это.
Ещё Вы сказали про подготовку учителей. Так или иначе каждый из участников нашей сегодняшней встречи говорит об этом. Но губернатором было сказано и о подготовке преподавателей. На что хотел бы здесь обратить внимание?
Первое. В школах у нас учителей в возрасте 65 лет и старше примерно 6,2 процента, ничего такого особенного нет. Но по математике это уже 9,2 процента, по химии – 10,9 процента, по физике – 11,9 процента, считай, 12 процентов. Я сейчас не хочу ничего комментировать, просто обращаю на это внимание и прошу Сергея Сергеевича Кравцова иметь это в виду.
И ещё очень важная вещь, связанная с демографическими процессами в стране. У нас есть соответствующий прогноз, согласно которому после 2025 года падение численности учащихся в школах затронет прежде всего начальную школу, а вот в 8–11-х классах к 2032 году, напротив, ожидается рост учеников почти на миллион, с 4,8 примерно до 5,5 миллиона человек.
Для чего я это говорю? Для того чтобы мы заранее посмотрели вперёд, самым внимательным образом подошли к регулированию численности преподавателей. Ни в коем случае не должно возникнуть дефицита ставок по соответствующим категориям преподавателей. Я сейчас обращаюсь и к руководителям ведомств соответствующих, и к руководителям регионов: надо на это внимательно посмотреть.
Спасибо.
Так, пойдём дальше. Михаил Михайлович, я уже говорил о ваших мероприятиях по опросам общественного мнения. Надеюсь, Вы что-то ещё добавите.
Пожалуйста, Кузнецов Михаил Михайлович, «Народный фронт „.
М.Кузнецов: Спасибо большое.
Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые члены Совета!
В Послании 2023 года Вы поручили «Народному фронту» проводить анализ совершенствования высшего образования. С тех пор мы регулярно опрашиваем работодателей – это более 500 компаний, школьников и студентов, учителей и преподавателей вузов, а также родителей. Всего в год мы опрашиваем порядка 100 тысяч человек.
Остановлюсь на некоторых проблемах.
Первое. Сегодня все выступающие говорили о том, что, действительно, фундамент инженерного образования закладывается в школе. Мы здесь находимся в дискуссии с Сергеем Сергеевичем [Кравцовым], мы продолжаем фиксировать определённый дефицит педагогов-предметников, что, в нашем понимании, влияет на интерес учащихся к математике, физике, химии, а также способствует тому, что пока уровень обращений к репетиторам находится на стабильно высоком уровне. Мы фиксируем, что 71 процент родителей в 11-м классе обращаются к репетиторам. Сергей Сергеевич сказал о том, что принятие единых программ позволит снижать эту цифру. Мы с удовольствием готовы раз в полгода вместе с Министерством просвещения смотреть. Это будет очень важно для людей, если она будет снижаться.
Примерно треть опрошенных нами директоров школ подтверждают нехватку учителей математики, и в каждой седьмой школе не хватает учителя физики.
Сами учителя называют три основные причины, сочетание которых препятствует притоку новых учителей в школу. Это отчасти уровень заработной платы, на втором месте – высокая непрофильная бюрократическая нагрузка. Сергей Сергеевич тоже это упоминал, это отмечают более половины учителей. На третьем месте – к сожалению, 20 процентов учителей сталкивались с неуважительным отношением со стороны детей и родителей. То есть это следствие многолетнего ошибочного восприятия образования как услуги.
Исходя из приоритетности инженерного образования – темы нашего сегодняшнего обсуждения, мы предлагаем попросить регионы всё-таки найти внутри дополнительные меры стимулирования притока учителей физики и математики в школы на основе не только анализа заполненности вакансий, но и с учётом реальной нагрузки на учителей-предметников и непрофильного совместительства. Далеко не всегда именно учитель математики ведёт математику, иногда это обязанность падает на учителей другого профиля, и в этом, нам кажется, есть определённая проблема.
Второе – сделать с учётом мнения учителей обязательную регулярную независимую оценку уровня непедагогической нагрузки и следить за её постоянным снижением. Сергей Сергеевич говорил, что она сейчас должна начать снижаться.
Вторая проблема – это то, что выпускники программы «Профессионалитет» после двух лет обучения в СПО не всегда успевают закрепить полученные инженерные навыки, уходя по призыву в армию. Мы пришли с этим вопросом в Министерство обороны, находимся с ними в обсуждении. Сейчас возможным вариантом кажется история с научными ротами Министерства обороны: то есть чтобы ребята из «Профессионалитета» преимущественно шли в научные роты и не растеряли свои навыки, а, наоборот, их нарастили. Бизнес, конечно, будет просить отсрочку, но, Владимир Владимирович, разрешите нам этот диалог продолжить и при согласии Министерства обороны поискать какое-то решение, чтобы, если они нам его утвердят, тоже посмотреть, пойти навстречу бизнесу, который вкладывается в «Профессионалитет».
Третье. Владимир Владимирович, Вы называли цифры про снижение интереса. Наш опрос показывает, что работает только треть студентов, при этом 66 процентов, то есть две трети из них, работают не по профессии. Попросту говоря, вынуждены зарабатывать себе средства.
Мы предлагаем взять этот показатель за стартовый и ежегодно увеличивать для студентов практику оплачиваемой работы по специальности – Вы тоже об этом говорили в своём вступительном слове.
Четвёртое. По нашим опросам, лишь 15 процентов работодателей подтверждают своё участие в совершенствовании программ инженерного образования и 24 процента – в формировании заявок КЦП. При этом, что удивительно, соглашение с вузами подписали три четверти этих компаний. То есть соглашение есть, а постоянного ежегодного взаимодействия по цифрам КЦП и совершенствования программ под рынок труда пока недостаточно. Нам кажется, здесь большой нереализованный потенциал по синхронизации запросов работодателей и программ подготовки. Мяч не только на стороне вузов, но и в том числе на стороне бизнеса.
Пятая – это дисбаланс поддержки IT-инженеров и специалистов других инженерных профессий. Приведу пример. В Екатеринбурге находится одно из производств беспилотников, которое мы поддерживаем и развиваем вместе с нашими военными: ребята делают небезызвестные дроны «Упырь». По соседству – IT-компания. Идёт постоянный отток инженеров с производства БПЛА в IT-компанию в силу наличия льгот. Понимаем всю важность IT-отрасли, но нам кажется, что очень важно избежать этого дисбаланса, в том числе для того, чтобы не было оттока выпускников лучших технических вузов, например МФТИ, именно в IT-отрасль, потому что именно эти люди – будущие директора наших серьёзнейших КБ.
И последнее. Сегодня в зоне специальной военной операции проходят ускоренную инженерную подготовку десятки тысяч наших бойцов. Радиоэлектронная разведка, изготовление средств радиоэлектронной борьбы, эксплуатация беспилотников – это неполный перечень тех навыков, которые получают наши парни. Нам кажется, в перспективе именно они смогут трудоустроиться в лучшие российские компании и, что очень важно, поднять престиж инженерной профессии, потому что сегодня они наши герои. Часть из них, как нам кажется, отправятся на военные кафедры гражданских технических вузов, чтобы в будущем подготовить наше поколение Кулибиных. Но уже сейчас можно, например, совместно с фондом «Защитники Отечества» начинать трудоустраивать в наши лучшие компании ребят, получивших эту базовую инженерную подготовку. Если поручите, мы с удовольствием проработаем такой трек. Есть ощущение, что это самый лучший «профессионалитет», который они могли только получить.
Уважаемый Владимир Владимирович, большое спасибо. Доклад закончен.
В.Путин: Михаил Михайлович сейчас сказал об исследованиях, которые были проведены «Народным фронтом». Хочу это тоже подтвердить исследованиями, проведенными ФСО России. Вы знаете, что в Федеральной службе охраны существуют свои структуры, которые занимаются этими вопросами. ФСО в 2024 году проводила опрос родителей. По мнению родителей, чаще всего не хватает учителей математики. Если в 2018 году 14,9 процента респондентов ответило на вопрос о нехватке преподавателей математики, то в 2024 году это было уже 33,2 процента. В том же, 2018 году 16,5 процента родителей ответили, что не хватает преподавателей физики, в 2024 году это было уже 24,1 процента. Мне кажется, что это убедительно показывает те проблемные вопросы, которые нам всем вместе, и прежде всего, конечно, ведомствам, нужно решать.
Пожалуйста, Чемезов Сергей Викторович, «Ростех».
С.Чемезов: Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые коллеги!
Сегодня «Ростех» продолжает оставаться ключевым поставщиком вооружений и военной техники для нашей армии: около 80 процентов всего вооружения, боеприпасов, которые сегодня используются на СВО, произведено на наших предприятиях. Мы осознаём, что от того, насколько успешно реализуются на практике передовые разработки российских учёных, зависит жизнь и судьба граждан России, в первую очередь тех, кто сегодня выполняет боевые задачи в зоне специальной военной операции.
Несмотря на то что количество задач и вызовов перед нашими учёными, инженерами постоянно растёт, хотел бы всё-таки основную часть своего выступления посвятить будущему.
Прежде всего хочу поблагодарить профильное Министерство науки и высшего образования за конструктивный диалог, системную работу по трансформации инженерного образования.
На площадке Союза машиностроителей мы на постоянной основе обсуждаем ключевые задачи в сфере инженерно-технического образования. Особенно мы поддерживаем возвращение к традиционной для нашей страны базовой подготовке специалистов с высшим образованием с опорой на фундаментальную подготовку.
«Ростех» является одним из крупнейших работодателей в стране. Ядро наших сотрудников – это представители инженерно-технических кадров высшей квалификации. Порядок цифр таков: в наших организациях, а их сегодня насчитывается более 800, трудится более 700 тысяч человек, и в ближайшие три года нам потребуется свыше 20 тысяч инженеров высшей квалификации, а также 130 тысяч специалистов рабочих профессий.
Подготовка этих кадров – мощнейший вызов для нашей корпорации. Конечно, мы не сидим и не ждем, когда кто-то для нас подготовит кадры. Мы занимаемся этим сами.
Важно, что здесь «Ростех» работает на опережение и ведет работу, начиная со школьной скамьи, в инженерных классах. При поддержке Министерства просвещения, вузов-партнеров и с нашим участием создано более 200 таких классов по всей России. Выпускники этих классов поступают в вузы на наши целевые программы и трудоустраиваются буквально с первого курса. Это позволяет студентам не только получать дополнительный доход: то есть они зарабатывают на месте работы, и, кроме того, получают стипендию.
В 2026 году будет первый выпуск по программе «Крылья „Ростеха“, реализуемой в 15 вузах страны для подготовки инженеров нового поколения в авиастроении. Студенты включаются в перспективные проекты на предприятиях и в студенческих конструкторских бюро. Данный подход тиражируется на другие отрасли совместно с Минобрнаукой и вузами-партнерами.
Для подготовки рабочих кадров мы развиваем систему собственных производственно-учебных центров, актуализируем программу подготовки в колледжах, инвестируем в их материально-техническую базу в том числе, и в рамках федерального проекта «Профессионалитет» привлекаем наставников с предприятий. Совместно с Минпросвещения прорабатывается возможность целевого обучения или приоритетного приема для «целевиков» предприятий ОПК. Просьба нас поддержать в этом.
Если говорить о ближайшей перспективе, то только в 2023 году предприятия корпорации инвестировали в университеты более 14 миллиардов рублей. Это в основном, конечно, на совместные научно-исследовательские разработки, опытно-конструкторские разработки, которые проводятся нашими предприятиями, нашими учеными-конструкторами совместно с вузами.
В частности, учитывая высокую потребность в высоко квалифицированных инженерах, Госкорпорация «Ростех» поддержала пилотный проект по запуску производственной аспирантуры. Первый набор аспирантов, которые будут защищать свои работы в привязке к конкретным вызовам и задачам оборонного комплекса, состоится в этом году. И в производственной аспирантуре мы будем готовить инженеров для реального сектора экономики.
В конце обучения аспирант защищает проект, готовый для внедрения на конкретном предприятии. Такая модель аспирантуры теснее связана с промышленностью и отличается двойным научным руководством: то есть один научный руководитель – от предприятия, другой – от вуза.
В производственной аспирантуре мы прорабатываем вопрос учёта конструкторской документации патентов, программы обучения адаптируем под задачи предприятий, и большую часть времени аспирант будет проводить на рабочем месте без отрыва от производства.
И добавлю, что для развития производственной аспирантуры у корпорации большой потенциал. В нашем контуре – более 120 научно-исследовательских организаций, конструкторских бюро, пять предприятий имеют статус государственных и научных центров, открыто более 20 диссертационных советов. Активно развиваются советы молодых учёных и исследователей. Действуют различные меры социальной поддержки и мотивации для молодых специалистов, в том числе и поощрение за рационализаторскую работу и наставничество.
Организации корпорации являются ключевыми партнёрами 19 передовых инженерных школ по направлениям: авиастроение, двигателестроение, станкостроение, информационные технологии, СВЧ– электроника, микроэлектроника и автопром. В 2025 году планируем инвестировать в эти школы более одного миллиарда 200 миллионов рублей.
Считаем такие школы эффективным инструментом кооперации промышленности и университета. Они существенно усиливают роль промышленных компаний как квалифицированных заказчиков формирования научно-технологических задач. На наш взгляд, финансовый механизм, который сегодня используется при поддержке передовых инженерных школ, является эффективным и позволяет целесообразно распределять выделяемые средства.
На данный момент у нас высокая степень готовности по запуску ещё одной передовой инженерной школы – «Ростех-Байкал», на базе Иркутского национального исследовательского технического университета совместно с Объединённой авиастроительной корпорацией. Школа может стать полноценным партнёром в цепочке кооперации между вузом и авиационным кластером корпорации.
Заканчивая, хотел бы обратиться к Вам с просьбой, Владимир Владимирович. Учитывая особую значимость инженерно-технических профессий и с целью поднятия престижа этих профессий, предлагаю объявить один из ближайших годов в России Годом инженера. Просьба поддержать.
Спасибо.
В.Путин: Да, хорошо. Надо подумать, хорошая идея.
В некоторых странах к уважаемым людям приставочку всё время используют: не господин, а инженер – инженер такой-то. Это лишний раз подчёркивает уважение к той сфере деятельности, которой человек занимается, и подчёркивает важность самой этой сферы деятельности.
Сергей Викторович, я знаю, прекрасно все понимаем, что корпорация и её предприятия находятся на переднем крае сегодня в очень многих смыслах этого слова. И знаю, мы с Вами неоднократно говорили: вопрос подготовки кадров, так же как и для всей промышленности, для «Ростеха» является одним из ключевых.
Вы сейчас перечислили всё, что связано с этой работой. Главное здесь – ничего не забюрокрачивать излишне, чтобы не было так, что структур много, управленцев много, а выхлоп минимальный. Поменьше бюрократии, побольше конкретной работы.
Коллеги говорили сегодня да и я тоже упоминал по поводу того, что предприятия хотят брать специалистов, которые имеют год-два, а лучше три-четыре года какой-то практики. Поэтому, конечно, надо, желательно выстраивать учебный процесс так, чтобы человек всё время чувствовал свою связь с производством, понимал, что от него будет нужно в ближайшее время, когда он закончит образование, получит соответствующий документ об образовании. Это можно сделать, мы с Вами много раз на этот счёт говорили. Поэтому нужно настраиваться именно на такую работу.
Спасибо.
Елена Владимировна Шмелёва, пожалуйста, «Сириус», фонд «Талант и успех».
Е.Шмелёва: Спасибо.
Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые коллеги!
Остановлюсь на двух ключевых для сегодняшнего обсуждения аспектах.
Первый связан с сенситивными, наиболее значимыми для детей периодами развития, что требует изменения подходов к образованию, особенно дошкольного и младшего школьного возраста. Нам нужно перейти от обучения к развивающему образованию, которое формирует активный интерес детей к науке и технике.
Второй аспект, о котором хотела бы отдельно сказать, – это усиление роли развивающей образовательной среды, где будущим инженерам необходимо создать условия не только для овладения научными знаниями, но интегрировать в неё искусство и спорт. И тут «Сириус» мог бы стать площадкой создания модели развивающего образования, ориентированной на инженерные направления, начиная с детского сада. Если позволите, разверну эти два тезиса.
Во-первых, именно с дошкольного и младшего школьного возраста закладываются основы мышления, любознательности, интереса к науке и технике, потому что этот период – решающий для формирования познавательных мотивов и общего подхода к обучению. Дети, которые с раннего возраста сталкиваются с инженерными задачами в игровой, в интересной форме, с большей вероятностью сохранят этот интерес и в будущем выберут соответствующую профессию. Участие в конструкторских играх, в занятиях по робототехнике или даже просто экспериментах по физике способствует развитию критического мышления и творческого подхода, который необходим для успешной инженерной деятельности.
Во-вторых, ранняя профориентация и вовлечение детей в мир науки и технологий существенно изменит их восприятие профессии инженера. Часто стереотип о том, что работа инженера сложная, недоступная, формируется именно в раннем возрасте. Специально подготовленные экскурсии на предприятия, встречи с интересными взрослыми в лабораториях и инжиниринговых центрах, участие в технических конкурсах смогут изменить отношение детей к инженерным дисциплинам, сделав их более привлекательными и понятными.
Обучение основам инженерного мышления на начальном этапе образования развивает те самые междисциплинарные навыки. Многие инженерные задачи требуют понимания физики, математики, химии и даже искусства. Знакомясь с азами этих дисциплин через игровые задачи, реальные проекты, дети начинают целостно воспринимать знания, что помогает им впоследствии лучше адаптироваться к академической программе основной и старшей школы.
Кроме того, активные методы образования, такие как игра, конструкторская, проектная деятельность, дают детям возможность работать в команде, делиться идеями и развивать социальные навыки. Умение работать в коллективе и находить решение в нестандартных ситуациях очень ценится в инженерной среде. Раннее формирование этих навыков существенно повысит качество подготовки наших будущих специалистов.
Наконец, социальные аспекты также играют важную роль. Поддержка интереса к инженерным профессиям на уровне семьи и общества может повысить престиж этих специальностей. Вовлечение родителей и общественности в образовательный процесс через совместные занятия, дни открытых дверей в школах, инженерных центрах, расширение роли просвещения, просветительских встреч умных, успешных взрослых с детьми способствует созданию положительного имиджа инженерной профессии, повлияет на выбор детей в будущем.
В итоге, начав решать проблему подготовки инженерных кадров с дошкольного и младшего школьного возраста, мы создадим фундамент, который будет поддерживать интерес к технологиям и инженерии на протяжении всей учебной жизни ребёнка, повышая шансы на подготовку квалифицированных и увлечённых специалистов в будущем.
Второй тезис связан с тем, что нам недостаточно сосредотачиваться исключительно на науке и технике. Важно интегрировать искусство и спорт в образовательный процесс, как это сделали Вы, Владимир Владимирович, создавая «Сириус», потому что это способствует всестороннему развитию детей и формированию необходимых навыков для их будущей успешной инженерной практики.
Инженеры сталкиваются с необходимостью находить нестандартные решения, генерировать идеи, а навыки, полученные через занятия искусством, помогают развить такое мышление. Художественные дисциплины, такие как рисование, музыка или театральное мастерство, учат воспринимать мир многогранно, анализировать визуальные и аудиовизуальные образы, что в дальнейшем может служить основой для разработки инновационных продуктов и технологий. Спорт способствует формированию качеств, необходимых для работы в инженерной сфере. Например, командные виды спорта развивают навыки сотрудничества, которые крайне важны в современных условиях, когда инженеры часто работают в мультидисциплинарных командах.
Нам важно создавать развивающую образовательную среду, которая будет поддерживать и усиливать интерес детей как к научным, так и к художественным и спортивным дисциплинам. Это можно сделать через междисциплинарные проекты, где дети могут применить свои знания и навыки в различных областях. Так выстроен наш конкурс «Большие вызовы».
Создание на этой основе проектного курса или образовательных программ, где сочетаются элементы инженерии, искусства и физической культуры, позволит детям увидеть связь между этими дисциплинами и понять, как они могут дополнять друг друга. К тому же такой подход развивает эмпатию ребёнка, критическое мышление, навыки решения проблем. Это важно для будущих инженеров, которые должны быть не только технические грамотными, но и социально адаптированными, а ещё становиться лидерами своих поколений, как наши уважаемые молодые коллеги.
В итоге подготовка будущих инженерных кадров требует комплексного подхода, который включает в себя как научные знания, так и активное вовлечение детей начиная с раннего возраста в искусство и спорт.
Этим мы сейчас занимаемся в «Сириусе» и готовы в случае Вашей поддержки открыть в университетском колледже педагогическое направление для подготовки педагогов развивающего образования для детей от трёх до 12 лет, создать в президентском лицее «Сириус» экспериментальную ступень от нулевого до шестого класса, а потом расширять такие комплексные программы через наши ассоциированные школы.
На этой основе уже с региональными центрами, работающими по модели «Сириуса», мы могли бы объявить новый совместный проект «Сириус 0+», подразумевающий повышение доступности и качества дошкольного и начального дополнительного образования, в том числе технической направленности и так называемых программ «умного» и естественнонаучного туризма.
Таким образом, вокруг задачи развития специальных программ для дошкольников и младших школьников по всей стране мы объединим и школы – ассоциированные партнёры «Сириуса», и все другие профильные школы страны, и «Кванториум», и корпоративные образовательные центры – все, чтобы добиться охвата и комплексного эффекта для развития отечественных инженерных школ и развивающего образования.
Прошу по возможности поддержать и включить в проект поручения, Владимир Владимирович.
Если можно, отдельно прокомментирую выступление и предложение Сергея Сергеевича про высокобалльников. «Сириус» уже этот мониторинг ведёт и делает, как оператор по выплате грантов Президента Российской Федерации тем детям, кто ещё в школе проявил выдающиеся способности.
У меня есть ещё одно предложение, но, наверное, я уже перебрала по времени. В ответ на то, что Михаил Михайлович Котюков сказал и в ответ на продолжение нашего мониторинга ОНФ, когда мы опросили достаточно большое количество инженеров и руководителей компаний, где работают инженеры, мы бы предложили регламентировать высшее образование, оценивать его качество через цифровые инструменты.
Что я имею в виду? Имею в виду ФГОС, который у нас записан в Конституции как государственная гарантия качества образования, его доступность и соответствие современным требованиям. Именно ФГОСы – федеральные государственные образовательные стандарты – в дальнейшем становятся не только основой для проверки образовательных организаций, которым выдаются гослицензии и свидетельства об аккредитации, но и нашим единственным основным инструментом регулирования содержания образования, его качества, условий, освоения, результатов. Потому что ФГОС – это три стандарта в одном: это стандарт содержания, условий и результатов.
И уже более 10 лет на уровне федеральных органов государственной власти, нашего экспертного сообщества, академического ведётся такая большая дискуссия об оптимальном формате ФГОС. Был, если помните, ФГОС третьего поколения, ФГОС «три плюс», «три плюс плюс».
Последнее поколение стандартов, несмотря на то что они утверждаются на каждое направление подготовки, очень рамочное и похоже [на другие] в рамках одной укрупнённой группы. Поэтому некоторые эксперты считают, что его надо установить на укрупнённую группу специальности или направления. Те, кто им оппонирует, говорят, что не хватает единого профессионального ядра.
Но самое главное, все эксперты сходятся во мнении, что современные ФГОСы становятся архаичными, они не успевают за изменением требований рынка труда. Все пожелания Михаила Михайловича Котюкова, Валерий Николаевич что говорил, – конечно, нам нужно очень актуально менять, обновлять ФГОС. А сейчас у нас на это уходит до нескольких лет.
У нас есть университеты, которые наделены правом самостоятельно утверждать образовательные стандарты. Но даже эти университеты вынуждены ориентироваться на ФГОС, потому что должны [быть] не ниже требований этих стандартов, это предписывает им закон об образовании, они вынуждены на него ориентироваться и применять к себе. Таким образом, нам необходимо быть гибкими, с одной стороны, и соответствовать современным реалиям, а с другой – у нас есть регулирование, которое, по сути, препятствует созданию таких новых образовательных программ.
Конечно, нам нужны инструменты, которые дадут обширной системе высшего образования верный сигнал о том, что сегодня актуально: содержание, качество, условия реализации программ. Повсеместно нам ещё нужен инструмент, который ориентируется на те лучшие практики, которые у нас уже есть, которые сработали, которые уже апробированы ведущими университетами.
Исходя из пожеланий работодателей, мы бы предложили ввести новый формат ФГОСа – цифровой формат. Вместо формального документа можно создать программный аппаратный комплекс, и его регламентация будет вестись при общей координации Минобрнауки России. А в этом аппаратном комплексе можно привязать учебные планы, компетенции, дисциплины, которые их обеспечивают, и, таким образом, как будто конструировать образовательные программы университетов с учётом опыта всех других образовательных организаций, которые готовят кадры по этому направлению, с учётом требования работодателей, что очень важно.
И если в таком комплексе будут сформированы программы, они не будут бумажными. И они не должны пересекаться с отраслевыми рамками квалификаций, профессиональными стандартами, корпоративными стандартами ключевых работодателей. Они должны их дополнять и ориентироваться на них при подготовке кадров.
Поэтому нам кажется, что сегодня пришло такое время. Сегодня так или иначе об этом каждый выступающий говорил. И уже есть суперсервис «Поступление в вуз онлайн», который своевременно и актуально информирует студентов об условиях поступления. Поэтому, если можно, в рамках цифровых ФГОС и программ совместить эти два сервиса.
Спасибо, Владимир Владимирович, за предоставленное слово.
В.Путин: Спасибо.
Валерий Николаевич, как Вы относитесь к этим цифровым форматам?
В.Фальков: Спасибо, Владимир Владимирович.
По постановке вопроса: правильно абсолютно, что надо не только менять ФГОСы, но и систему работы с ними, чтобы они у нас не изменялись по три-четыре года. И именно такую логику и такое регулирование мы закладываем в рамках новой модели высшего образования. ФГОС должен быть гибким, меняться быстро. Но при этом, что очень важно, надо разумный баланс соблюдать между интересами государства и, скажем, потребностями или взглядом отдельного конкретного университета, потому что качество образования – это ответственность государства.
А что касается предложения перевести в цифровой формат, мы поддерживаем и детали с Еленой Владимировной обязательно обсудим. Это стандарт современной жизни и, конечно, позволит нам больше соответствовать интересам работодателей.
Спасибо.
В.Путин: ... Спасибо большое. Всего доброго!
По информации Управления пресс-службы и информации Президента России, источник:http://www.kremlin.ru/events/president/news/76222
|