Предложения по профессиональным проблемам журналистов для Медиафорума ОНФ «Правда и справедливость» - 2016.
Проблема первая. Основная.
- Имеется комплексная проблема в журналистике: журналистика, основанная на подаче качественного информационного и аналитического материала, практически отсутствует. Это доказывают не только вымученно-придуманные новости, но и статистика ОНФ: на профессиональный конкурс 1515 журналистов из всех 85 субъектов России представили более 3 300 конкурсных работ. Т.е. каждый журналист, в среднем, представил по 2,1 работы вместо 3 возможных.
- Основная причина вырождения качественной журналистики: нехватка финансирования труда журналистов. Частные СМИ плохо финансируют качественную журналистику, а в профессии, где одинаково стоит новость одного дня и расследование, длиной в год, говорить о качестве как-то даже смешно.
- Почему так происходит? Из-за перекоса в организации работы СМИ в стране. Частные СМИ зависят от рекламодателя (часто вынужденно лояльного к любым действиям власти, зависимого от властей, а через него, и СМИ начинают как бы тоже зависеть от власти), региональные и муниципальные СМИ – кормятся властью, от чего «не кусают руку дающую». Итог все видят.
- Как исправить ситуацию? Полностью отменить на законодательном уровне финансирование местных и региональных СМИ, учрежденных органами власти всех уровней и аффилированных с ними структур, из местного и региональных бюджетов, отменить субсидии для таких изданий.
- Пусть вся журналистика будет конкурентной. Оппоненты возразят: а где местная власть будет печатать свои постановления, местные законы, и прочую административную информацию для жителей?
- Отвечаю: вместо бесполезных для целей массового правдивого информирования населения муниципальных и региональных газет, пусть власть издает единый на весь регион, содержащий всю необходимую для жителей административную информацию, бюллетень, который будет в обязательном порядке распространяться бесплатно по библиотекам, объектам социальной инфраструктуры, в сами районные и городские администрации, в образовательные учреждения, стратегически важные промышленные объекты, муниципальные информационные центы, и, конечно – платно по подписке для желающих граждан и предприятий, и будет присутствовать обязательно – в открытом доступе в Интернет. Если так поступить, то и люди будут ознакомлены с нужной информацией и миллионные расходы на газеты «с губернатором на первой полосе и с кроссвордом - сзади» будут сокращены. Освещение остальных тем пусть власть проводит через СМИ региона по конкурсу, с контролем качества выполненной журналистами работы (журналисты хорошие новости, отмечающие реальные достижения власти, тоже писать разучились), и с публичным отчетом о потраченных средствах. Все СМИ должны быть в равных условиях. Сейчас этого не происходит. Только такой подход изменит ситуацию с информированием населения в лучшую сторону.
- Давно уже сложилась чудовищная ситуация: региональная власть проводит конкурсы на освещение деятельности органов региональной власти (речь не о грантах и не об освещении специальных тем, а просто о рутинной работе власти) в СМИ, какие-то СМИ эти конкурсы выигрывают и получают деньги. Остальные СМИ региона, которых в числе в десятки раз больше (ведь СМИ – это и печатники, и сетевые издания, и радиостанции и телевидение), публикуют те же пресс-релизы – бесплатно (потому что другой информации от властей просто нет). Удивляет и распределение бюджетных (читай взятых из наших же карманов, как налогоплательщиков) средств. Так власти Псковской области в 2016 году готовы тратить всего 87 млн рублей на освещение своей работы в СМИ, в частности: 2,3 млн – федеральным СМИ, 15,5 млн – региональным телеканалам, 1,7 млн – электронным СМИ, 1,0 млн – радиостанциям, 20,2 млн – на осуществление государственно-властных полномочий исполнительно-распорядительного характера в сфере общедоступной электросвязи и почтовой связи, развития информационных технологий, печати, полиграфии, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций, 45 млн – на субсидии. О субсидиях: 24 млн – на выпуск муниципальных СМИ (тех самых, бесполезных, вместо которых надо печатать бюллетень), 12 млн - 2 государственным периодическим печатным изданиям, 6,5 млн – поддержка одного государственного электронного СМИ.
- И только 2,5 млн будет распределено между несколькими СМИ на освещение 12 важных социальных тем. Половину из этих средств также выиграют государственные, то есть учрежденные властью, СМИ региона. То есть все предыдущие деньги – расходы на «губернатор уехал-приехал».
- Я исхожу из того, что СМИ – это инструмент саморегулирования общества, а не коммерческий проект, так как согласно практике последних 25 лет, коммерция и общественно-политический настрой СМИ при отсутствии самоцензуры среди коллектива журналистов этого СМИ несовместимы (мой опыт в разных СМИ – с 2005 года по настоящее время: журналист, редактор, корректор, дизайнер, верстальщик, администратор сайта, контент-менеджер, управляющий проектами, руководитель Школы практической журналистики, учредитель и владелец СМИ). Возможно создать успешное коммерческое СМИ с малой долей в нем журналистики, что и было продемонстрировано гостями вебинаров, проведенными ОНФ в 2015 году. Поэтому важно, чтобы СМИ, на конкурсной основе, финансировались государством, общественными организациями, гражданами. Отчеты об эффективности такого финансирования пусть создают эксперты с независимой репутацией.
- Как итог: предлагаю выяснить сколько журналистов поддерживает мое предложение полностью законодательно отменить бюджетное финансирование СМИ, учредителями которых являются органы власти; властям выпускать в регионе только единый информационный бюллетень, а средства на освещение деятельности органов власти распределять на конкурсной основе. Предлагаю принять участие в опросе (опрос анонимный ВКонтакте - http://vk.com/smi_expert?w=wall-91672070_13%2Fall): «Считаете ли Вы что для создания равной конкурентной среды для СМИ необходимо запретить государственное финансирование тех региональных и муниципальных СМИ, соучредителями которых выступают органы государственной и/или муниципальной власти?».
Проблема вторая. Денежная.
По предварительным данным, которые следует актуализировать посредством опроса, оплата труда журналистов крайне низка. Если речь идет о штатном журналисте, то его зарплата в региональном СМИ – от 12 до 20 тысяч рублей в месяц, в среднем, если о внештатном – то от 6 до 40 тысяч рублей при работе в нескольких изданиях. Средний показатель по отрасли все-таки около 18 тысяч рублей. Данные были получены из разных источников в 2015 году. Даже если считать по самым оптимистичным данным – гонорар 5000 рублей за статью, то в месяц все равно получается около 30 тысяч рублей – ведь отдыхать тоже когда-то надо.
Поданный мной в 2015 году запрос в управление по связи и массовым коммуникациям Псковской области о среднем уровне зарплат журналистов в СМИ, учредителями которых является власть, был оставлен без ответа по существу с аргументацией, что информация об уровне зарплат охраняется законом о защите персональных данных. Но как же так? У нас вся страна периодически обсуждает зарплаты врачей, учителей, пожарных, полицейских, депутатов. А чем журналисты - хуже? Оказывается – тайна.
Полагаю, что средняя зарплата журналиста должна быть не меньше средней зарплаты по региону. Пока получается – что меньше. А без нормальной оплаты не будет нормальной журналистики.
Приглашаю проголосовать и получить уточненную картину по регионам. Голосование анонимное, здесь в комментариях – желательно сообщать какие зарплаты в Вашем регионе. Голосование – анонимное ВКонтакте: http://vk.com/smi_expert?w=poll-91672070_3 .
P.S. Журналистам. Ко мне в последнее время все чаще обращаются журналисты, потерявшие работу, или находящиеся на гране увольнения, за советом – где эту работу искать. Я предлагаю всем журналистам, пишущим, ищущим, настоящим – активно включаться в рейтинг лучших журналистов местной и региональной прессы, который составляет РИА «Аквила» (http://vk.com/topic-91672070_32219092 ). Рейтинг учитывает не только профессиональные качества (владение речью, актуальность тем и глубину их проработки), но и активность журналиста – количество изготовленных журналистом материалов и итоги журналистских конкурсов, в которых победил данный журналист. Оценивают журналистов – сами журналисты. Это уникальная практика в России, с которой уже многие знакомы. Участие журналиста в данном рейтинге в кризисное время должно стать хорошей рекомендацией для журналиста, ищущего работу. Всероссийский профессиональный журналистский конкурс «Профессия-журналист»-2016 (по материалам 2015 года) стартует в этом году позже обычного, после Медиафорума ОНФ, и на то были организационные причины – чтобы потенциальным участникам не надо было разрываться между несколькими серьезными конкурсами одновременно.
Сацыперова Ёжина Павловна,
главный редактор РИА "Агентство практической журналистики "Аквила"" Источник: http://публикуется впервые |