Вход | Регистрация
АКВИЛА объединяет




Медицина в Псковской области: некачественная и недоступная
Псковская область | 20.03.16 | 4058

Cтатьи | Общество | Медицина     
Медицина в Псковской области: некачественная и недоступная

Каждый гражданин России имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. О возможности получения качественной помощи, доступности лекарств по рецептам и об изменениях в работе учреждений здравоохранения Псковской области в последние годы – в исследовании «Нового дня».

Исследование основано на не единичных фактах и наблюдениях, полученных из открытых источников и официальной статистической информации, комментариев должностных лиц. Каждой исследуемой характеристике медицины в регионе будет присвоен один балл по параметру «качество» и один по параметру «доступность», с плюсом или минусом. Максимально возможная положительная оценка существующего уровня медицины в Псковской области – 12 баллов, максимальная отрицательная – минус 12 баллов. Итоги – в конце материала.

Пациенты склонны считать государственную медицину некачественной и малодоступной. Попасть на прием к врачу сложно: уходишь с работы с температурой и идешь в поликлинику, где терапевт может не принять, потому что у тебя нет талона на прием в этот день, который надо было взять в регистратуре до 9 часов утра. Допустим, терапевт тебя принял и направляет к врачу-специалисту – никто не обеспечит встречу со специалистом в этот же день или на следующий. Больному человеку предложат зайти к 7 утра за талоном на день приема, а очереди за талонами, которых бывает лишь по 3–5 штук, занимать надо накануне ночью. Или предложат записаться самостоятельно на прием через неделю-две. Но предварительная запись проводится раз в неделю и тоже прийти надо с утра пораньше – иначе талонов не хватит.

Причина – нехватка врачей. Часто пациенты так и не доходят до врачей-специалистов, усугубляя свое состояние самолечением или отсутствием лечения.

Формально записаться на прием можно и через Интернет или по телефону: но к ЛОРу, окулисту, урологу, эндокринологу, кардиологу и многим другим врачам записи нет. Эта ситуация характерна для крупных городов области – Пскова и Великих Лук. С одной стороны, властями многое сделано, чтобы людям было проще посещать врача, с другой стороны – система не работает. Возможно, что для жителей отдаленных деревень медпомощь организована лучше – пациентов, тех, кто сможет дойти до автобуса, довезут сразу к нужному врачу.

Плановая диспансеризация, которая затрагивает только работающее на крупных предприятиях население, не оправдывает ожиданий. Посещение врача длится около пяти минут, за которые врач только и успевает, что внести в карту: «Жалоб нет». К тому же работодатели подгоняют людей быстрее закончить эту процедуру, не растягивая ее на несколько дней. Иначе на работе могут быть финансовые санкции. Так говорят участники принудительной диспансеризации.

Также пациенты указывают на недостаточность направлений на диагностические исследования, что влияет на качество медицинской помощи. За 10 месяцев 2015 года высокотехнологичную медицинскую помощь получили 1075 жителей области, из них 396 – офтальмологическую, 298 – в сердечно-сосудистой хирургии, 193 – травматологическо-ортопедическую. Но этого явно недостаточно, чтобы улучшить жизнь населения коренным образом.

Ранее отмечалась сложившаяся система перенаправления пациента максимально возможное число раз к другим врачам. Терапевт выписывал направление на консультацию специалиста, специалист поликлиники направлял в областной центр специализированных видов помощи (сейчас реорганизован), оттуда – в региональную больницу. При этом пациент мог быть здоров, зато врачи вырабатывали свои «ставки» и оставались довольны. Но времена меняются. Сократился поток пациентов: одни, нуждающиеся в помощи, отчаялись и перестали ходить к врачам, здоровые – успокоились.

Информатизация учреждений здравоохранения дала сбой. В октябре губернатор Андрей Турчак высказался по этому поводу так:

– Информатизация здравоохранения провалена. Программное оборудование до сих пор не установлено. Мы говорим про электронную запись на прием, но это ведь не вся информатизация. Главное, врачи не могут работать в современных условиях: 60% времени на приеме они теряют на оформление документации, а только 40% времени уделяют пациенту. Надо вывести подрядчиков на чистую воду.

Глава региона также попросил прокуратуру провести проверку исполнения государственных контрактов в этой сфере.

Но по информации государственного комитета Псковской области по здравоохранению и фармации, «плановые показатели по подключению медицинских организаций к региональному сегменту Единой государственной системы здравоохранения к 2015 году выполнены». И приводятся данные. За октябрь 2015 года в электронной регистратуре региона сделано около 160 тысяч записей на прием к врачу. В электронные медицинские карты только за ноябрь занесена информация о 84 тысячах посещений. Правда, во втором по величине городе региона – Великих Луках в городских поликлиниках об электронных медкартах пока только мечтают.

В итоге ограниченность медицинской помощи, оказываемой гражданам через систему обязательного медицинского страхования, по нормативам и минимальным стандартам, породила развитие в регионе частных клиник. Клиники имеют возможность проводить различные исследования, хорошо оборудованы и укомплектованы кадрами – теми же врачами из государственных поликлиник и больниц, работающими часто по совместительству. Это в госмедицине кадров не хватает (дефицит по региону в 2014 г. – 939 врачей), в частной – вполне достаточно.

Все это породило новую схему работы врачей с пациентами. Врачи поняли, что работать в частных клиниках – экономически лично для них выгодно. Средний размер оплаты труда врача в государственном учреждении здравоохранения в 2013–2015 год составил от 33 до 36 тысяч рублей. Работа в частном дает хорошую прибавку к основной зарплате.

А как заставить человека пойти к врачу платно? Сказать ему, что есть подозрение на тяжелую болезнь. А когда подозрение не подтвердится, поздравить его с тем, что он здоров. Поэтому врачи государственных клиник все чаще сообщают пациентам, что у них, возможно, есть серьезные проблемы со здоровьем. Но с этими проблемами можно жить, правда, недолго. Чтобы пациент дольше оставался в неведении, на диагностические исследования (которые опровергнут страшный диагноз) в государственном учреждении здравоохранения его не пошлют, а подтолкнут к выбору частной клиники. Любой. В какую бы клинику пациент ни пошел, он все равно придет к нужному врачу. В одной ему сообщат, что он здоров, в другой – окончательно подтвердят ошибочность первоначального диагноза (примерно за 3–5 тысяч рублей). Так работает медицинский бизнес, ничего личного.

Властями разработан и внедряется комплекс мер по привлечению и закреплению в государственных учреждениях здравоохранения молодых врачей. С 2011 по 2014 год в регион прибыло на работу 218 врачей в возрасте до 35 лет. Но пока есть профессиональная круговая порука, пока медицинский частный бизнес построен на выкачивании денег из человека, не обладающего элементарными знаниями о здоровье, – закрепления врачей в государственной медицине не произойдет, потому что это не выгодно.

Проблема, характерная для региона в целом, – недостаточная компетентность врачей, независимо от того, где они работают.

В 2015 году в Псковской области отмечается всплеск смертности среди детей в возрасте до года. В 2013 г. умерло 56, в 2014 г. – 46 (по данным Росстата), а с января по сентябрь 2015 года – уже 47.

Ольга В. описывает свою ситуацию на сайте губернатора Псковской области turchak.ru (имя врача изменено – прим. авт.):

«В мае этого года у меня была вторая беременность, которая закончилась на 36 неделе смертью плода по вине врачей роддома г. Великие Луки (отделения патологии, их неквалифицированной помощи) и врача женской консультации П. Была сделана экспертиза качества оказания мне мед. помощи, и мы получили ответ, что мне не была оказана медицинская помощь надлежащего качества. Заявление в следственные органы написано – идет проверка и сбор материалов для возбуждения уголовного дела. Врач женской консультации П. не смогла правильно сделать и расшифровать сделанное мне кардиотопографическое исследование 22 мая 2015 года. В связи с этим мой ребенок умер 23 мая, на следующий день после ее приема. Я должна была быть отправлена на досрочное родоразрешение, в связи с острой гипоксией моей малышки – по результатам этого КТГ выводы были сделаны экспертом».

Председатель государственного комитета Псковской области по здравоохранению и фармации, комментируя этот случай, сообщил, что «по результатам экспертизы наложены штрафные санкции на ГБУЗ «Великолукская межрайонная больница»». То есть факт признан публично. Обычно в комитете от комментариев по подобным случаям (а они в последнее время встречаются все чаще) отказываются, ссылаясь на закон о защите персональных данных, даже если участники конфликтов с медицинскими учреждениями не скрывают своих имен и открыто добиваются ответов.

Сообщения об отсутствии лекарств для льготных категорий граждан поступают на сайт turchak.ru ежедневно. Но оказалось, что проблема имеет не региональные корни. Игорь Потапов, председатель Государственного комитета Псковской области по здравоохранению и фармации, поясняет:

– Имеет место постоянное недофинансирование программы льготного лекарственного обеспечения федеральных льготников. По расчетам комитета, области дополнительно необходимо на 2015 год 190,3 млн руб., а только для 8 пациентов с орфанными заболеваниями из 103 человек, числящихся в регистре орфанных заболеваний, около 200 млн руб. Для снятия напряженности федеральной программы ОНЛС (обеспечения необходимыми лекарственными средствами) увеличены ассигнования из регионального бюджета на 100 млн рублей на реализацию мероприятий по льготному лекарственному обеспечению населения области. Дополнительно заключены в 2015 году контракты на 100 млн рублей на приобретение льготных лекарственных препаратов за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в 2016 году. С 4-го квартала 2015 года вводятся новые системные изменения в схеме льготного лекарственного обеспечения. При применении новой схемы вероятно удешевление стоимости закупаемых препаратов за счет участия значительного числа оптовых организаций и предложения практически по всем позициям самых дешевых воспроизведенных препаратов. Данные меры позволят более эффективно использовать выделенные средства. Для федеральных льготников в 2015 году закуплено медикаментов на 232 млн рублей, в том числе отечественных препаратов 70,7% в суммовом и 78,1% в количественном выражении. При годовом нормативе финансирования на одного льготника по состоянию на 23 ноября этого года в размере 11 944 рубля каждый обратившийся федеральный льготник получил медикаментов на сумму 25 880 рублей. Осуществляется постоянный контроль за исполнением Постановления Правительства РФ № 102 от 05 декабря 2014 года «Об установлении ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в рамках проводимых закупок для нужд медицинских организаций и льготного лекарственного обеспечения. Введение данных ограничений в части лекарственного обеспечения позволило по отдельным позициям увеличить объем оказания лекарственной помощи населению до 23,5% при снижении стоимости курсового лечения на 29,9%.

Подытожим собранную информацию по характеристикам

1.  Обеспеченность медицинскими кадрами. Качество: –1, доступность: –1.

2. Работа по привлечению врачей в регион и закреплению их на местах. Качество: –1, доступность: +1.

3.  Уровень заработной платы врачей гос. медучреждений. Качество: +1, доступность: –1.

4.  Организация врачебного приема. Запись на прием через Интернет и по телефону. Качество: +1, доступность: –1.

5.  Самозапись при личном посещении поликлиник. Качество: –1, доступность: –1.

6.  Организация высокотехнологичной медицинской помощи. Качество: +1, доступность: –1.

7.  Диспансеризация. Качество: –1, доступность: –1.

8.  Организация лечения. Качество: –1, доступность: –1.

9.  Обеспеченность лекарствами федеральных льготников по рецептам. Качество: –1, доступность: –1.

10.  Транспортная доступность гос. медучреждений. Качество: +1, доступность: –1.

11.  Информатизация здравоохранения. Качество: +1, доступность: –1.

12.  Импортозамещение в фармации. Качество: +1, доступность: +1.

Суммарная оценка качества и доступности медицинской помощи в Псковской области в государственных учреждениях здравоохранения: «качество» – оценка «0» (+6; –6 баллов), «доступность» – оценка «–8» (+2; –10 баллов).

Таким образом, государственная медицина в Псковской области остается некачественной, несмотря на большие усилия властей исправить ситуацию, и недоступной для населения.

Резко возникшая необходимость замещения лекарственных препаратов импортного производства отечественными выявила интересную особенность: оказывается, проводить лечение можно и своими средствами. Главное, чтобы врачи не ошибались.

В целом же, беречь здоровье, делать вложения в спорт – значительно дешевле, чем обеспечивать лечение.

Татьяна КРАСНОВСКАЯ

В статье использована информация,

предоставленная РИА «Аквила»

Источник: http://newdayplus.ru/obshestvo/meditsina-v-pskovskoy-oblasti-nekachestvennaya-i-nedostupnaya-09-12-2015.html
Статью разместил: Редактор | Теги: медицина в Псковской области | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
 Главное в России 

 В других СМИ       
avatar