Вход | Регистрация
АКВИЛА объединяет




Зеркало для учителя
Россия | 02.05.15 | 2719

Cтатьи | Общество | Культура     
Зеркало для учителя

Начался новый учебный год. Традиционно в семьях заговорили о попытках введения единой школьной формы, предстоящем тестировании школьников на наркотики, поборах, именуемых добровольными пожертвованиями, дороговизне школьных учебных материалов и многом другом.

Закрутился в сентябрьском листопаде очередной виток пропаганды здорового образа жизни школьников, всеобщего равнения и цензуры, именуемых патриотизмом, борьбы с пагубными привычками...

Общая формула взаимоотношений школы и родителей учащихся остается без изменений: школа говорит «надо» – родители отвечают «есть!». Но что «есть»-то?

Учебные материалы. Учебники выдают в школах бесплатно. Но практически к каждому учебнику разработан комплект рабочих тетрадей (не считая атласов и контурных карт), который стоит недешево: по 200–400 рублей (всего заплатить придется около 2000 рублей за учебные материалы по всем предметам). Ребенок, не получивший такого комплекта, будет выглядеть изгоем не только в глазах класса, но и в глазах учителя. Учитель вправе требовать от родителей обеспечения ребенка рабочими тетрадями, потому что они – часть единой образовательной схемы по конкретному предмету, и такое требование вполне логично с точки зрения учителя. Но для среднестатистической многодетной семьи. где трое детей, заплатить 6000 рублей за учебные материалы – это слишком много. Так что бесплатного среднего образования, гарантированного Конституцией РФ, не получается.

Ко всему прочему выполненные прекрасно с точки зрения полиграфических характеристик рабочие тетради содержат в себе очень большой образовательный изъян: задания построены таким образом, что закрепляют лишь навык поиска наиболее подходящих ответов, без осмысления самого вопроса. По сути, такие тетради бесполезны: они не учат думать, анализировать, строить предположения и делать выводы.

Школьная форма. Утвердив деловой стиль школьной одежды, образовательные учреждения Великих Лук отказались от борьбы за форму, пошитую по единому образцу. Дети просто должны одеваться преимущественно в одной цветовой гамме (выбранной для класса или школы), а сам гардероб школьника должен быть строгим. Ношение одежды спортивного стиля и одежды, похожей на белье, недопустимо. Однако де-факто в некоторых школах действуют более строгие требования.

В частности, обучающимся запрещено использовать в качестве аксессуаров к школьной форме массивные серьги, броши, кулоны, кольца, шейные платки, яркий макияж и маникюр, ремни с массивными пряжками. Но, ограничивая ношение тех или иных аксессуаров и продолжая ряд запретов с целью сглаживания социального неравенства, было бы вполне логично запретить приносить в школу дорогие устройства связи (планшеты, смартфоны), да и подвозить детей к входу в школу на дорогих импортных автомобилях (на авто российского производства, безусловно, можно).

Маршрут следования. От родителей учащихся, не достигших 12-летнего возраста, школы требуют предоставить (на основании якобы какого-то письма из следственного комитета) сведения о маршруте следования ребенка из дома в школу и обратно и о лицах, которые могут его сопровождать. Перестраховка школ от лишней ответственности понятна. Однако раскрытие подобной информации может сыграть, чисто теоретически, противоположную роль. Что если сведения о маршрутах детей попадут в руки злоумышленников? Как бы не оказалось больше вреда, чем пользы.

Алкоголь и табакокурение. Ограничение продажи пива и прочих алкогольных напитков несовершеннолетним дало свои результаты: подростки с бутылочкой пива стали встречаться реже, зато они стали больше курить и употреблять слабоалкогольные коктейли, миксы и т.д. Школы вежливо закрывают глаза на курящую молодежь, главное, чтобы курили подальше от здания образовательного учреждения.

Культура речи. С культурой речи у школьников все плохо. Вне стен школы основной стиль общения, создается такое впечатление, – разговорный мат. Им пользуются как отстающие ученики из так называемых неблагополучных семей, так и дети вполне известных и уважаемых в обществе родителей. Мат из средства словесной брани давно стал средством простого бытового общения. Борьба с ним не ведется, потому что мат глубоко укоренился в быту как отдельных семей, так и общества в целом. И какие бы законы об ограничении нецензурной лексики ни принимала Государственная дума, вряд ли они что-то быстро изменят.

Крепкие середнячки – так можно охарактеризовать внешний облик великолукских школ в глазах общества. Учащиеся одинаково одеты (и только редкие личности выражают свою индивидуальность через одежду, не соответствующую требованиям, но их единицы, непереубеждаемых); как правило, все – накормлены (либо за счет родителей, либо за счет льготной поддержки, остальных, кто не вносит плату на питание, кормят по принципу – чтобы голодного обморока в школе не случилось); курят, но этого принято не замечать; тесты на употребление наркотических веществ добровольно проходят. В учебном плане школа дает своим воспитанникам всего по максимуму из возможного. А вот справляется ли она с воспитательной ролью? Далеко не всегда. И это значит, что пора выдвигать требования и задавать вопросы самой школе.

***

От ответа на вопрос «кто учит наших детей?» зависит объяснение воспитательных и образовательных провалов, когда учитель не находит общего языка с учениками. И если образовательный ценз, предъявляемый к учителям, подтверждается государственной аттестацией последних, то моральный ценз может быть установлен только обществом.

Каким должен быть учитель? Аккуратно одетый, хорошо воспитанный, начитанный, остроумный, честный, добрый и справедливый, интересный собеседник и великолепный практик – такой учитель всегда был примером и образцом для подражания для своих воспитанников на протяжении столетий российской истории. Но таковы ли сегодняшние учителя? Чтобы ответить на этот вопрос, педагогам рекомендуется посмотреть на себя со стороны.

«Встречают по одежке» – одна из наиболее часто вспоминаемых в ходе учебного процесса сами учителями поговорок. Требуя соблюдения делового стиля в одежде от учащихся, учителям, большинство из которых женщины, желательно и самим придерживаться такового, избегая чрезмерного использования «кричащей» декоративной косметики, дешевого и резкого парфюма, декольтированных блузок и коротких юбок с разрезом.

Но как бы учителя ни показывали себя своим ученикам в школе, часто свою истинную суть они демонстрируют в социальных сетях.

Сетевое издание Lifenews в августе этого года выпустило ряд сюжетов о «грязной училке» – учительнице музыки из Тверской области, которая выложила на всеобщее обозрение свои интимные фотографии. «Мать педагога объяснила, что дочь разместила в Интернете свои эротические фотографии, чтобы познакомиться с мужчиной. В личной жизни Елене не везет, потому что ее окружают одни алкоголики», – передает Lifenews.

Может сложиться впечатление, что сетевое издание просто ударилось в «желтизну». Но нет, подобное разнузданное поведение людей, которые должны быть примером для учащихся во всем, это не исключение. Это обыденность.

Как-то раз, переходя по новостным ссылкам, я оказалась на персональной странице пользователя социальной сети «ВКонтакте» – учительницы начальных классов великолукского лицея Елены К. Вместе с коллегами, переодетыми в костюмы ромашек, она запечатлена фотокамерой на фоне школьного класса в позе, присущей танцовщицам кордебалета из кабаре «Мулен Руж». Выставление на всеобщее обозрение обнаженных ног учителей, обхватывающих доску с надписью «пятиклассник», на взгляд любого здравомыслящего человека, ничуть не менее аморально, чем демонстрация эротических фото «грязной училки» из Твери.

Другой педагог этой же школы, Ольга Щ., разместила в Интернете фотографию, на которой она держит огромную бутылку водки и как бы предлагает к употреблению содержимое этой бутылки. Много размещено в Интернете фотографий учителей, на которых запечатлены их полуобнаженные телеса во время летнего отдыха и дружеских застолий (иногда эти две темы совпадают) с демонстрацией потребляемых крепких алкогольных напитков.

Если попытаться понять логику, которой руководствовались люди, публикуя эти снимки, то окажется, что в первом случае учителя великолукской школы просто глупо пошутили. Тем не менее, гордясь своей шуткой, что следует из комментариев на той же странице в социальной сети, они не видят ничего предосудительного ни в своем поведении, ни в публичной демонстрации его.

В примере с бутылкой пользовательская страница «ВКонтакте» фактически служит рекламой. Очевидно, что на зарплату педагога не прожить, и учительнице приходится подрабатывать организатором свадеб и прочих увеселительных мероприятий. Деловая репутация оказалась для нее важнее, чем педагогическая – на странице учитель выступает под своим настоящем именем, а не под сценическим псевдонимом.

Присутствие подобных фото в сети Интернет характеризует образ современного учителя и полное непонимание участниками запечатленных сцен той социальной роли, которую они добровольно вызвались исполнять перед обществом, став учителями.

Проблема внутреннего разложения, ощущения свободы как вседозволенности, презрения или непонимания важности сохранения русской культуры актуальна в среде учителей, потому что именно они своим поведением, которое часто не соответствует декларируемым ими же императивам, дают негласный посыл к действиям подрастающему поколению. Ну а плохому научиться всегда проще, чем хорошему.

Полагаю, после этой публикации начнутся выпады в адрес автора статьи, но они бессмысленны, ведь названная информация из жизни учителей доступна всем (и детям!), включая незарегистрированных пользователей сети «ВКонтакте», что говорит о ее полной открытости. Все пользователи социальной сети могут сделать свои фотоальбомы закрытыми для посторонних лиц и ограничить доступ к ним. Но раз информация опубликована в открытом доступе, значит, размещена она осмысленно, с пониманием возможных последствий доступа к этой информации неограниченного круга лиц.

Всех, кого эта статья заинтересовала, призываю принять участие в обсуждении, высказать свое мнение – не только о том, что происходит, но и как исправить сложившуюся ситуацию в обществе.

Наталья ВЫБОРНОВА,

гражданский обозреватель

Источник: http://newdayplus.ru/obrazovanie/zerkalo-dlya-uchitelya-17-09-2014.html
Статью разместил: Редактор | Теги: образование | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
 Главное в России 

 В других СМИ       
avatar